1. Вопрос: «Непрекращающаяся практика передачи муниципального имущества в аренду, в том числе краткосрочную, в нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о концессионных соглашениях. Данные действия проводятся с целью уклонения от погашения накопленной задолженности предприятиями, у которых данное имущество находилось в пользовании ранее».

- предложение: «Проведение плановых (внеплановых) проверок местного самоуправления (администрация, КУМИ) с целевым характером таких проверок, увеличение административных наказаний.

2.1. Вопрос: «Каким образом можно ознакомиться с материалами дела, полученными при проведении проверки расчетов, предоставленными конкурентами, для участия в электронном аукционе/конкурсе?».

2.2. Вопрос: «Порядок действия участников электронного аукциона/конкурса, если конкурентом необоснованно занижена цена, и он является по итогам конкурса его победителем».

3. Вопрос: «При подаче жалобы по итогам конкурса, каким образом выйти на разбирательство сторон очно?».

4. Вопрос: «В случае, если участнику конкурса выдано предупреждение по фактам необоснованного занижения цен, но данный участник продолжает нарушать требования законодательства по расчётам страховой премии, каковы действия других участников конкурса?».

5. Вопрос: Мы часто сталкиваемся в «навязыванием» конкретной электронной торговой площадки для проведения торгов как в рамках 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Как происходит контроль и предотвращение монополизации ЭТП?

12 июля 2017, 12:56

1. Ответ: Действительно на протяжении нескольких лет на территории Амурской области складывалась практика передачи в аренду муниципального имущества, в частности, предназначенного для оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, в аренду или безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, как правило, на срок, не превышающий одного года. В последующем это ж имущество передавалось иным организациям, нередко учредителями или руководителями которых являлись одни и те же лица. Это способствовало как накоплению задолженности пользователей имущества, в частности, перед ресурсоснабжающими организациями за поставку энергоресурсов на используемые объекты, так и износу имущества, используемого исключительно в целях извлечения прибыли без осуществления текущего ремонта.

Подобные случаи Амурским УФАС России выявлялись и продолжают выявляться, в том числе по заявлениям, по обращениям ПАО «ДЭК», по информации, поступающей от органов регулирования и в рамках проводимых Амурским УФАС России плановых проверок органов местного самоуправления. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства принимались меры.

Вместе с тем, решение вопроса фактически предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации.

Так, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон «О водоснабжении») и статьей 28.1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  (далее - Закон «О теплоснабжении»).

Обобщая требования статьей 41.1 Закона «О водоснабжении» и 28.1 Закона «О теплоснабжении», можно отметить, что объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеющие срок эксплуатации менее 5 лет могут передаваться хозяйствующим субъектам только в аренду в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции», а объекты, имеющие срок эксплуатации свыше 5 лет – только на основании концессионного соглашения, заключенного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, в таких случаях нормы статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» не подлежат применению.

Градация в зависимости от срока эксплуатации объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения экономически и технологически обоснована, поскольку концессия предполагает инвестиции в развитие инфраструктуры ЖКХ, имеющей более длительный срок эксплуатации и износа, государственное регулирование цен и тарифов с учетом инвестиций на долгосрочный период, что в большей мере является привлекательным для добросовестных хозяйствующих субъектом, имеющих интерес осуществлять деятельность на соответствующем товарном рынке.

 В конкурентной борьбе на торгах на право заключения договора аренды или концессионного соглашения должны побеждать хозяйствующие субъекты, предлагающие наилучшие условия пользования таким имуществом, а сама публичная процедура торгов обеспечивает возможность привлекать на рынок новых участников, возможно имеющих наилучшие результаты в своей деятельности. В противном случае как конкуренция хозяйствующих субъектов на торгах, так и на соответствующих товарных рынках тепло-, водоснабжения и водоотведения фактически исключается, что приводит к недопущению конкуренции.

В большинстве случаев органы власти осуществляют передачу объектов ЖКХ на основании договоров аренды (безвозмездного пользования) без проведения торгов, не учитывая, что в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, имеющих срок эксплуатации более 5 лет (практически большая часть объектов инфраструктуры ЖКХ на территории всей области) в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача указанного имущества в пользование хозяйствующим субъектам осуществляется по результатам торгов на право заключения концессионного соглашения.

Заключение договоров, предусматривающих передачу хозяйствующим субъектам во владение и пользование или в пользование объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в нарушение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации может свидетельствовать о наличии в действиях соответствующих органов власти признаков нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в соответствии со статьей 39.1 указанного законом до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого антимонопольный орган может возбудить административное дело для привлечения к административной ответственности, антимонопольный орган обязан выдать предупреждение об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На территории Амурской области наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства выявляется в сфере ЖКХ, в частности в сфере распоряжения государственным или муниципальным имуществом, предназначенным для оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, и в большей мере на уровне муниципальных образований (в 2016 году рассмотрено только 1 дело в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности).

Такие нарушения связаны именно с нарушением порядка передачи хозяйствующим субъектам права пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в публичной собственности и необходимых для оказания жилищно-коммунальных услуг.

Так, в 2015 году Амурским УФАС России рассмотрено 5 дел, в 2016 году выдано 14 предупреждений об устранении нарушений, по 4 из которых возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, в истекшем периоде 2017 года уже выдано 12 предупреждений, связанных с подобными нарушениями.

Вопросы распоряжения муниципальным имуществом являются одним из направлений проверок, осуществляемых Амурским УФАС России в соответствии с утверждаемыми ежегодно планами проверок органов местного самоуправления. Так в 2017 году Амурским УФАС России в план проверок включено 8 проверок администраций и органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться муниципальным имуществом.

Таким образом, указанное Вами предложение фактически реализуется Амурским УФАС России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, однако вопрос увеличения административных наказаний в таких случаях стоит в зависимости от выполнения выдаваемых управлением предупреждений, поскольку в случае выполнения предупреждений в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» лица, которым выданы предупреждения к административной ответственности не привлекаются.

2.1. Ответ: Статьей 43 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено право лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства знакомиться с материалами дела, делать выписки из них.

С момента возбуждения дела, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приобретают права, установленные статьей 43 Закона «О защите конкуренции».

При этом антимонопольным органом принимаются необходимые меры для обеспечения сохранности сведений и документов, относимых к охраняемой законом тайне (например, государственная, коммерческая тайна).

На стадии рассмотрении заявления о нарушении антимонопольного законодательства происходит сбор доказательств и их оценка с целью установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, на стадии рассмотрения заявления заявитель не обладает правами, установленными статьей 43 Закона «О защите конкуренции», в том числе с правом н ознакомление с документами, представленными кем-либо в ходе рассмотрения заявления.

2.2. Ответ: При наличии фактов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, хозяйствующий субъект вправе обратиться с заявлением в антимонопольный орган.

Статьей 44 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что заявление должно содержать следующие сведения:

- сведения о заявителе;

- имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

- описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты;

- существо требований, с которыми заявитель обращается;

- перечень прилагаемых документов.

3. Ответ: В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

Статей 45 Закона «О защите конкуренции» предусмотрен порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на заседании комиссии антимонопольного органа, проводимого в присутствии лиц, участвующих в деле, в том числе заявителя, ответчика, заинтересованных и иных привлеченных у участию в деле лиц.

Следовательно, если по итогам рассмотрения заявления, материалов антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, то в этом случае рассмотрение происходит в присутствии сторон на заседании комиссии.

При принятии решения антимонопольным органом об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо о выдаче предупреждения, стороны не присутствуют.

4. Ответ: В указанном случае другие участники конкурса вправе обратиться в антимонопольный орган, указав на выявленные факты, содержащие признаки нарушения.

Если антимонопольным органом будет выявлено, что хозяйствующим субъектом не выполнено предупреждение в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

5. Ответ: Федеральное законодательство не ограничивает заказчиков  регистрироваться на любых площадках, на которых они планируют проводить закупки. Это может быть как одна площадка, так и несколько. В каждом случае заказчик самостоятельно выбирает ту площадку, на которой намерен провести закупку. Но при проведении совместных закупок все участники совместной закупки должны быть зарегистрированы на той площадке, на которой она будет проводиться. В противном случае у заказчика не будет технической возможности получать в личном кабинете информацию и документы с электронной площадки   по данной закупке, получать и подписывать договор.

Таким образом, регистрации на электронной площадке, на которой планируется проведение совместных закупок, не исключает право заказчика проводить закупки для собственных нужд на других площадках. При этом отсутствие регистрации на площадке, на которой проводится совместная закупка, не дает право данному заказчику в ней участвовать.

В то же время в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участие в совместных закупках также является правом заказчика, а не его обязанностью и применяется в случае наличия в Положении о закупке конкретного заказчика такого способа закупки. Порядок участия в совместных закупках определяется тем же Положением о закупках и законодательством не регламентирован.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) порядок и условия отбора операторов электронных площадок проводится согласно части 4 статьи 59 указанного закона определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 59 Закона о контрактной системе взимание с участников электронного аукциона платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в таком аукционе, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым заключается контракт, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 4 настоящей статьи и устанавливающим порядок и условия отбора операторов электронных площадок, не допускается. Равно как не допускается взимание оператором электронной площадки платы за проведение электронного аукциона (часть 5 этой же статьи закона).

Таким образом как для заказчиков, так и для участников закупок (хозяйствующих субъектов) регистрация на определенной торговой площадке не несет дополнительных расходов либо ограничения для участия в закупках.

При этом, в части «навязывания» определенной электронной площадки, Амурское УФАС России сообщает следующее.

Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наверх