Вопрос №2: «При передаче инженерных сетей в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 ФЗ-135 по разъяснениям ФАС необходимо заключать новый договор аренды с соблюдением требований закона по содержанию существенных условий. Однако регулятор не предоставляет информацию о долгосрочных параметрах регулирования по новому договору, ввиду его заключения без конкурса. Как быть арендодателю и арендатору в указанной ситуации?».

13 декабря 2019, 10:55

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Как установлено частью 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 указанного закона.

Аналогичные положения установлены частями 1, 3, 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и имеющие срок эксплуатации менее 5 лет, а также эксплуатируемые более 5 лет, либо если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, при предоставлении прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, могут быть переданы в аренду в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2019 № 1356-ФЗ «О защите конкуренции», то есть без проведения процедуры торгов.

Исходя из Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075) согласование органом регулирования долгосрочных параметров регулирования осуществляется в следующих случаях:

- проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов для включения в конкурсную документацию на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса (раздел IX Правил № 1075);

- заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (раздел IX(1) Правил № 1075);

- заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пунктом 91 Правил № 1075 предусмотрен перечень информации, которая должна содержаться в заявлении о подготовке конкурсной документации в случае необходимости согласования долгосрочных параметров регулирования при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды.

В аналогичных случаях осуществляется согласование органом регулирования долгосрочных параметров регулирования и в соответствии с разделами VII, VII(1), VII(2) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Однако для случаев передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения на основании пункта 8 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2019 № 1356-ФЗ «О защите конкуренции» Правилами № 1075, Правилами № 406 не предусмотрен порядок согласования органом регулирования долгосрочных параметров регулирования.

В таком случае, по мнению Амурского УФАС России, может являться возможным применение по аналогии норм Правил № 1075, Правил № 406, регламентирующих порядок согласования органом регулирования долгосрочных параметров регулирования в случае проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды указанных объектов, поскольку соответствующее заявление фактически может соответствовать требованиям пункта 91 Правил № 1075, аналогично  пункту 62 Правил № 406, за исключением указания по подпункту «б» указанных пунктов Правил не вила проводимого конкурса, а вида совершаемой сделки – договора аренды.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 2.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 20.01.2012 № 22, разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства дает федеральный антимонопольный орган – ФАС России.

В связи с этим, Амурским УФАС России в адрес ФАС России подготовлен запрос разъяснений по поставленному Вами вопросу, о полученном ответе Вы будете уведомлены дополнительно.

Наверх