Вопрос 4: «Какая ответственность предусмотрена за искусственное дробление закупки?».

07 мая 2018, 17:38

Амурское УФАС России, рассмотрев поступивший в рамках проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики за 2 квартал 2018 года вопрос об ответственности, предусмотренной за искусственное дробление закупки, сообщает следующее.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ) не содержит понятие «дробление закупки». Заказчик самостоятельно принимает решение о способе осуществления закупки, основываясь на требованиях Федерального закона № 44-ФЗ.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17, письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 N Д28и-3179, письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.04.2015 N Д28и-956.

Вместе с тем, в случае, если заказчик заключает одновременно несколько контрактов в один и тот же день с одним и тем же поставщиком, а предметом указанных контрактов является поставка одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей, контролирующие органы могут признать в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе в части принятие неверного решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена статьей 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наверх