ИНФОРМАЦИЯ ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК АМУРСКОГО УФАС РОССИИ В ДОКЛАД НА ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ АМУРСКОГО УФАС РОССИИ В 2022 ГОДУ
01 марта 2022, 15:00
Тип документа:
Доклады

В 2021 году в Амурское УФАС России поступило 266 жалоб участников закупок о нарушениях Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», из них 99 признаны обоснованными. 
Из 70 закупочных процедур, проведенных с нарушениями действующего законодательства заказчиками допущено 96 нарушений.
Для восстановления нарушенных прав участников закупок выдано 53 предписания, которые на 100% исполнены в установленный антимонопольным органом срок.
Также Амурским УФАС России в прошедшем году осуществлялись внеплановые проверки – не только по информации, поступившей от участников закупок и общественных организаций, но и проводились проверочные мероприятия, инициированные самим управлением. Так, в 2021 году осуществлено 496 внеплановых проверок. По результатам проверки 612 закупочных процедур установлено, что 50 из них проведены с нарушением законодательства о контрактной системе. Всего выявлено 54 нарушения закона. В ходе внеплановых проверок Амурским УФАС России выдано 19 предписаний. Следует отметить, что предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано исключительно в рамках осуществления закупочной процедуры до заключения контракта заказчиком.
За год поступило 236 уведомлений от федеральных заказчиков о заключении контрактов с единственным поставщиком, по-прежнему большое количество таких договоров (контрактов) заключается ввиду необходимости борьбы с распространением коронавирусной инфекции. При проверке правомерности заключения таких контрактов антимонопольным органом также выявлялись нарушения, которые целесообразно рассмотреть в рамках обсуждения правоприменительной практики антимонопольного органа более подробно.
Некоторые контракты содержат условие о распространении действия контракта на правоотношения, возникшие до даты его заключения, т.е. контракт имеет ретроактивный срок действия.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Вместе с тем, данная норма распространяет своё действие на частные правоотношения, тогда как заключение государственных контрактов в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, охватывается сферой публичных правоотношений. 
Закон о контрактной системе содержит специальные нормы по отношению к общей норме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Следовательно, заключение договора с ретроактивным действием можно рассматривать как нарушение порядка определения поставщика.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. 
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Аналогичная позиция отражена также в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2016 № Д28и-1183 и от 30 мая 2016 № Д28и-1399.
На основании изложенного, заключение контракта с условием распространения его действия на правоотношения сторон, возникшие до даты заключения контракта, является неправомерным.
Еще одно наиболее распространенное нарушение – применение штрафных санкций, не соответствующих действующему законодательству.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), далее – Правила № 1042.
Пунктом 11 правил № 1042 определено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Пунктом 12 Правил № 1042 установлено, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем, зачастую заказчиками в своих контрактах с единственным поставщиком устанавливаются устаревшие требования: «Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену Контракта».
Такое положение фактически уменьшает общую сумму возможных штрафных санкций, поскольку включает в себя не только штраф, но и пени, неустойку.
Факт нарушения законодательства неизбежно влечет административную ответственность.
В 2021 году Амурским УФАС России вынесено 178 постановлений по делам об административных правонарушениях, из них 138 – о привлечении к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на общую сумму около 2 млн. 410 тыс. руб. всего привлечено к административной ответственности 125 должностных лиц и 4 юридических лица.
Исполнено за прошлый год 137 постановлений о наложении штрафа на общую сумму, поступившую в бюджет – 1 млн. 808 тыс. руб.
Остальные постановления находятся в стадии исполнения в 2022 году, либо в стадии судебного обжалования.
В адрес Амурского УФАС России в прошлом году поступило 136 обращений заказчиков о включении в реестр недобросов6естных поставщиков: 62 – по факту уклонения победителя закупки от заключения контракта, 74 – в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контакта ввиду нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) существенных условий контракта.
Включены сведения в реестр недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения 50 обращений.
Таким образом, в реестр сведения внесены в отношении примерно 37 % обращений.
Отказ во включении в реестр недобросовестных поставщиков в ряде случаев связан с нарушениями, допущенными заказчиками при расторжении контрактов в одностороннем порядке.
Далее будем ссылаться на нормы Закона о контрактной системе, действующие в 2021 году, поскольку на сегодняшний день внесены значительные изменения в действующее законодательство о контрактной системе.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Таким образом, любая из сторон может отказаться от исполнения контракта, если заказчиком установлено соответствующее условие в контракте.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Статьей 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определен порядок действий заказчика в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с которым решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, контракт не может быть расторгнут ранее истечения десятидневного срока с момента получения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) такого решения, либо истечения тридцатидневного срока с момента размещения заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно подпункту «а» пункта 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1078) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением № 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Нарушение процедуры расторжения контракта образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует отметить, что на сегодняшний день о нарушениях в действиях заказчиков при расторжении контрактов, повлекших отказ антимонопольного органа во включении сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в обязательном порядке информируется Прокуратура Амурской области.

Отдельно необходимо остановиться на вопросах изменения действующего законодательства о контрактной системе, поскольку с 01.01.2022 данное законодательство претерпело ряд значительных изменений.
1. Сокращен перечень допустимых конкурентных закупочных процедур (исключен запрос предложений):
•    конкурс - электронный, закрытый, закрытый электронный;
•    аукцион - электронный, закрытый, закрытый электронный;
•    электронный запрос котировок.
2. Увеличен лимит годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме: 
•    20% совокупного годового объема закупок заказчика;
•    100 млн руб., если совокупный годовой объем закупок заказчика в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе):
Установлен закрытый перечень случаев, когда запрос котировок можно провести независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта и лимита годового объема закупок (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе).
3. Изменены требования в части формирования закупочной документации для электронных процедур. Так, документация о закупке формируется только при закрытых закупках.
При осуществлении закупок в форме открытых электронных процедур вся информация содержится в извещении о ее проведении (ст. 42 Закона о контрактной системе).
4. Определены случаи установления единых требований к участникам закупок - при проведении конкурентных закупок, закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, указанных в п. п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
5. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» определены дополнительные требования к участникам закупок, которые необходимы при любых конкурентных закупках, если объект закупки включен в приложение к названному постановлению, либо начальная цена контракта превышает установленную этим постановлением.
6. изменения в части выдаваемых гарантий для обеспечения заявок, исполнения контракта и гарантийных обязательств – предусмотрена независимая гарантия (ч. 4 ст. 44, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе), которую могут выдавать:
•    банки, включенные в специальный перечень;
•    госкорпорация развития "ВЭБ.РФ";
•    Евразийский банк развития - если участник закупки является юрлицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС (за исключением РФ), или физлицом - гражданином такого государства;
•    фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) - участники национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, отвечающие правительственным требованиям и включенные в специальный перечень, - при закупках по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
7. Изменения в части сроков оплаты по контрактам:
•    не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а с 1 января 2023 г. - не более 10 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе). Если документ о приемке оформляется не в ЕИС, срок оплаты не должен превышать 30 дней с даты его подписания;
•    не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, если закупка проводилась только среди СМП и СОНКО, а с 1 января 2023 г. - не более 7 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе).
8. Введено электронное оформление документов в Единой информационной системе в сфере закупок о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
9. Изменен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно передать контрагенту лично под расписку или направить заказным письмом по адресу, указанному в контракте, с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне. До 1 июля 2022 г. заказчик, принявший такое решение в отношении контракта, заключенного по результатам электронных закупок (в том числе закрытых и электронных закупок у единственного поставщика), должен также разметить его в ЕИС не позднее дня его вручения (направления) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 г. (ч. 12.2, 20.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. п. 3, 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ).
10. Принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
 

Наверх