Информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики Амурского УФАС России во 2 квартале 2019 года в сфере закупок
08 мая 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В текущем году управлением на сегодняшний день рассмотрено 25 жалоб от участников закупок о нарушениях Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Обоснованными признаны 2 жалобы, что составляет всего 8 % от общего количества жалоб, что указывает, как правило, на «формальное» обжалование участниками закупок, не ставшими победителями, действий комиссии заказчика с целью приостановки процедуры закупки и попытки возврата ее на этап рассмотрения заявок. В практике Амурского УФАС России наблюдается тенденция постоянного повышения заказчиками уровня профессионализма в сфере закупочной деятельности и знания законодательства о контрактной системе.

Управлением осуществлено также 39 внеплановых проверок, включая по жалобам и документальные внеплановые проверки в отношении закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков. Всего проверено 128 закупок, включая закупки у единственного поставщика по поступающим в антимонопольный орган уведомлениям.

В рамках проведенных внеплановых проверок всего 12 закупок, осуществленных с нарушением действующего законодательства.

По выявленным нарушениям заказчикам выданы предписания об их устранении. Все предписания исполнены в полном объеме.

На прошлых публичных обсуждениях поступил вопрос о том, как часто антимонопольным органом проводятся проверки в отношении подконтрольных лиц?

По данному вопросу сообщаем, что частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства проведение антимонопольным органом плановых и внеплановых проверок.

В соответствии с частью 2 названной статьи закона основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

При этом, плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (часть 3 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции).

Основания для проведения антимонопольным органом внеплановой проверки определены частью 4 вышеназванной статьи закона:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В сфере законодательства о контрактной системе полномочия антимонопольного органа определены статьей 99 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Основаниями для проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе являются:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.

Частями 13 и 14 статьи 99 Закона о контрактной системе определена периодичность проведения плановых проверок в отношении различных субъектов контроля.

В этом году рассмотрено 30 обращений от заказчиков о включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контракта и о лицах, с которыми контракты расторгнуты в связи с нарушением ими существенных условий в реестр недобросовестных поставщиков. Включены в реестр сведения о 16 субъектах, что составляет чуть более 50 % от общего количества лиц, в отношении которых рассматривался вопрос о включении в РНП.

Следует отметить, что Заказчикам необходимо чётко отслеживать сроки подписания контрактов по результатам закупочных процедур, исполнение заключенных контрактов (в том числе каждого этапа их исполнения по срокам, качеству и т.д.), строго соблюдать порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения.

В части правоприменительной практики антимонопольного органа по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков остановлюсь на нескольких примерах, указывающих на те или иные «уловки» недобросовестных участников закупок, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении которых решается вопрос о включении в РНП.

Так, в ходе рассмотрения одного из дел Комиссией Амурского УФАС России установлено, что заказчиком от победителя электронного аукциона, наряду с подписанным проектом контракта, получена банковская гарантия, выданная филиалом одного из банков.

Заказчиком своевременно представленная банковская гарантия не была проверена в реестре банковских гарантий, а контракт был подписан.

На стадии исполнения контракта заказчиком направлен запрос в банк о подтверждении достоверности факта выдачи банковской гарантии, представленной победителем закупки.

Из поступившего ответа на указанный запрос следовало, что банком такая банковская гарантия не выдавалась.

В ходе рассмотрения дела Амурским УФАС России также был сделан запрос информации в банк о подтверждении факта выдачи принципалу – победителю аукциона банковской гарантии в пользу бенефициара – государственного заказчика по договору, заключенному по результатам проведения электронного аукциона, однако факт выдачи банковской гарантии также не подтвердился.

На заседании Комиссии антимонопольного органа представитель общества – исполнителя по контракту пояснил, что для получения банковской гарантии в целях обеспечения исполнения общество воспользовалось услугами брокера. Вместе с тем, доказательств получения недействительной банковской гарантии именно с использованием услуг такого посредника (брокера) Амурскому УФАС России представлено не было, как и не было представлено каких-либо сведений о самом брокере. Отсутствовали доказательства заключения с посредником договора и оплаты услуг посреднику. Указанные обстоятельства не исключает умысла в действиях общества на предоставление заказчику подложной банковской гарантии, с целью незаконного получения бюджетных средств по муниципальному контракту.

По результатам рассмотрения дела сведения об обществе были включены в РНП, а соответствующая информация в части подлога документов Амурским УФАС России направлена в Прокуратуру Амурской области для применения мер прокурорского реагирования, поскольку в действиях должностных лиц победителя аукциона могут присутствовать признаки уголовно-наказуемого деяния.

Не менее интересен следующий пример по рассмотрению дела о включении сведений в РНП в отношении победителя аукциона, своевременно не подписавшего проект контракта в Единой информационной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении процедуры торгов цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом деле подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта в установленный срок в адрес заказчика обществом надлежащем образом направлены не были.

В связи с чем, заказчиком составлен и размещен в ЕИС протокол о признании участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.

Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Представители победителя аукциона на заседании Комиссии Амурского УФАС России заявили, что причиной не подписания проекта договора в установленный законом срок является сбой (перенапряжение) в электросети, приведший, в том числе, к порче оборудования и электронной цифровой подписи.

В подтверждение указанного довода общество приобщило к делу свое заявление о перевыпуске квалифицированного сертификата ключа электронной цифровой подписи с отметкой удостоверяющего центра и акт технического состояния оборудования, составленный сотрудником самого общества.

Кроме того, обществом были представлены копии договоров поставки и счета фактуры, свидетельствующие, по мнению представителей общества, о намерении подписать проект договора.

Комиссия Амурского УФАС России изучив документы, предоставленные в материалы дела, пришла к выводу о недобросовестности общества.

Так по запросу Амурского УФАС России удостоверяющим центром был дан ответ, согласно которому общество за выпуском (перевыпуском) сертификата ключа электронной цифровой подписи в период регламентированного срока для подписания контакта по результатам закупки, не обращалось.

Предоставленный акт технического состояния оборудования не свидетельствовал о порче электронной цифровой подписи, необходимой для подписания договора, поскольку не содержал никаких сведений, предоставляющих комиссии антимонопольного органа идентифицировать поврежденный память USB Flash по приложенному фото.

Документы и сведения, подтверждающие сбой (перенапряжение) в электросети адресу местонахождения общества ли что неполадки в электроснабжении предположительно могли быть, однако были устранены за один день.

Представленные договоры купли-продажи и счета-фактуры также не свидетельствовали о намерении общества подписать проект договора по рассматриваемой закупке, поскольку отображали закупку иных товаров, не являющихся предметом рассматриваемой закупки.

Сведения о данном обществе6 также были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

В части вопроса рассмотрения обращений заказчиков о включении в РНП сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта по результатам электронной процедуры торгов, а также учитывая, что в управление поступают жалобы на действия операторов электронных площадок, которые перенаправляются в ФАС России, отдельно доводим до сведения заказчиков и участников закупок об имеющемся в Единой информационной системе в сфере закупок функционале «Независимый регистратор».

Приказом Минкомсвязи России от 18.11.2014 № 398 введена в промышленную эксплуатацию государственная информационная система «Независимый регистратор», которая обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 №1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.

ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении видеозаписи фиксирует доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединений, настройку рабочего места пользователя. Использование данного функционала позволит участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, а также заключении контракта с заказчиком. Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронных площадок. Плагин ГИС «Независимый регистратор» можно скачать бесплатно в ЕИС http://zakupki.gov.ru в разделе «Информация для пользователей» во вкладке «Независимый регистратор» и установить его на своем рабочем месте для использования при участии в электронных процедурах.

По вопросу выявляемых нарушений по содержанию закупочных документаций необходимо отметить следующее.

Статьей 34 Закона о контрактной системе предусмотрено понятие типовые контракты, типовые условия контрактов.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Типовые формы позволяют упростить процедуру разработки проектов контрактов, обеспечить единообразие в формулировании условий определенных видов контрактов. Прежде всего необходимо отметить, что типовые контракты, типовые условия контрактов применяются заказчиками только после их размещения в отдельном разделе ЕИС. При этом, в ЕИС указываются реквизиты нормативного акта, утвердившего типовой контракт  (типовые условия контракта) и показатели для применения типового контракта (типовых условий).

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия применения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606. Согласно пункту 4 данных Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15-17, за исключением закупок, указанных в пункте 18 Правил, в следующих случаях: подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок; заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если в извещении об осуществлении закупок размещены в ЕИС или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

На сегодняшний день приняты следующие документы, утверждающие типовые контракты:

- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 12.03.2018 № 716 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности»;

- Приказ здравоохранения РФ от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения»;

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2016 № 982н «Об утверждении типового контракта на поставку стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (с нерассасывающимися полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбэктомии), заключаемого с единственным поставщиком – ООО «Стентекс» и федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов РФ, и информационной карты указанного типового контракта»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2015 № 797н «Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.10.2015 № 1180 «Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта»;

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий»;

- Приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 27.12.2017 №455 «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг в сфере космической деятельности»;

- Приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Роскосмос» от 29.12.2015 № 1/27-НПА « Об утверждении типового государственного контракта на выполнение работ по оснащению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных ложок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота».

С 01.07.2019 водится в действие Типовой контракт на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства (приказ Минстроя России от 05.07.2018 №398/пр) и Типовой контракт на выполнение проектных и изыскательских работ (приказ № 397/пр).

Также подготовлен проект типового контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

При осуществлении закупки, по которой разработан типовой контракт, заказчик не вправе добавить в такой контракт дополнительные положения.

Однако, некоторые заказчики необоснованно не применяют Типовые контракты, что может быть квалифицировано, как административное правонарушение по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На прошлых обсуждениях правоприменительной практики поступил также вопрос в части допустимости участия в торгах на приобретение жилого помещения представителя по доверенности от собственника жилого помещения, предлагаемого в заявке участника?

По данному вопросу информация направлена в Центральный аппарат ФАС России для разъяснения, вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам закупок в сфере контрактной системы определены статьей 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

При этом, не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок (часть 2 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следует также учитывать, что из содержания части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе применительно к электронным процедурам торгов в случае, если участником торгов является физическое лицо, предоставление доверенности от имени такого участника закупок на иное лицо не предусмотрено.

Таким образом, заказчик (комиссия заказчика) обязана проверять полномочия лица, подающего заявку на участие в торгах в соответствии с вышеназванными нормами Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации.

И последнее, на чем необходимо акцентировать внимание заказчиков – в Амурское УФАС России от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области поступила информация о выявлении в действиях государственных и муниципальных заказчиков, находящихся на территории области - нарушений действующего законодательства при определении исполнителя на оказание охранных услуг в отношении объектов, подлежащих антитеррористической защите.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1  части 1 настоящей статьи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2018 № 424 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которыми определен порядок категорирования объектов и оформления паспортов безопасности.

Указанными требованиями установлено, что все объекты Федеральной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов, относятся к категории объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Таким образом, Постановлением Правительства РФ от 07.04.2018 № 424 к категории объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, отнесен и объект заказчика.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2018 № 424 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях), т.е. на должностных лиц заказчика. При этом сроки комиссионного обследования и категорирования объектов (территорий) в целях определения комплекса мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также составления паспорта безопасности объекта (территории), ограничены.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Право оказания охранных услуг, а также обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должно подтверждаться лицензией в силу п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешается такой вид охранных услуг как охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (ред. от 25.07.2017) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» установлен Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется - здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.

Неустановление в документации об аукционе конкретных требований к участникам закупки о соответствии их установленным требованиям в части наличия лицензии на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, является нарушением п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 31  Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Наверх