ДОКЛАД ОТДЕЛА ТОВАРНЫХ РЫНКОВ И РЕКЛАМЫ АМУРСКОГО УФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ 2022 ГОД
06 февраля 2023, 15:48
Тип документа:
Доклады

Амурское УФАС России в соответствии с возложенными Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, а при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные указанным Федеральным законом.

В 2022 году в Амурское УФАС России поступило 55 обращений по факту распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе». Из общего количества рассмотренных обращений в 10 случаях признаки нарушения рекламного законодательства подтвердились, антимонопольным управлением были возбуждены дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Среди наиболее распространенных нарушений Федерального закона «О рекламе», выявленных управлением в 2022 году, стоит отметить следующие:

-  установленные в рекламе финансовых услуг (38 % от общего количества выявленных нарушений);

- недостоверная информация и/или отсутствие части существенной информации о товаре/услуге (14% от общего количества выявленных нарушений);

- выявленные в рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (10% от общего количества выявленных нарушений);

- в рекламе товаров/услуг, запрещенных в силу действующего законодательства (9% от общего количества выявленных нарушений).

Схематично полученные результаты представлены в диаграмме на Рис.1.

 

 

Рис. 1

 

Стоит отметить, что Амурское УФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2022 № 98/22 являлось соисполнителем по теме специализации территориальных органов антимонопольного ведомства «Реклама финансовых услуг» в 2022 году.

Новые экономические вызовы и изменившиеся условия жизни за последние два года серьезно трансформировали жизнь в целом и финансовый рынок в частности.

В современных условиях, по мнению Амурского УФАС России, особенно актуальным представляется осуществление государственного надзора (контроля) в сфере рекламы финансовых услуг.

К сожалению, период кризисов и экономической нестабильности порождает в том числе недобросовестных игроков финансового рынка, в связи с чем население на фоне падения уровня доходов может обольститься привлекательной рекламой займов, которые таят в себе обязательства по уплате огромных процентов.

Как следует из представленной диаграммы, проведенную управлением работу можно считать удовлетворительной, поскольку наибольшее количество выявленных нарушений (38%) приходится как раз на рекламу финансовых услуг.

По итогам выявленных нарушений в сфере рекламы в 2022 году должностными лицами управления было рассмотрено 19 дел об административных правонарушениях (на 36% больше, чем в 2021 году).

По 13 делам об административных правонарушениях в соответствии с положениями нормы статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за впервые совершенные административные правонарушения в сфере рекламы (при отсутствии отягчающих последствий) были вынесены постановления о применении меры ответственности в виде предупреждения, штрафные санкции к таким лицам не применялись.

В остальных случаях в отношении юридических и физических лиц были вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму в                              304 тысячи рублей (что на 98% больше, чем в 2021 году).

Всего в 2022 году было взыскано и уже поступило в федеральный бюджет 204 тысячи рублей по штрафам за нарушение рекламного законодательства.

Также в бюджет дополнительно поступило 100 тысяч рублей, наложенных в 2022 году в виде штрафа на юридическое лицо одной из крупнейших торговых сетей Дальнего Востока за нарушение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в части непредставления информации, необходимой антимонопольному органу в марте прошлого года для анализа сведений по ценообразованию на сахар-песок белый.

Также по поручению ФАС России управлением с марта 2022 года была организована работа телефонной «горячей линии» по вопросам необоснованного повышения цен на социально значимые продукты питания и услуги. Поступающие звонки сотрудники ведомства обрабатывали также в выходные дни, были организованы оперативные дежурства специалистов.

Всего за наиболее «напряженный» период работы (с марта по июнь 2022 года) в Амурское УФАС России поступило 819 звонков на телефон «горячей линии» управления.

Стоит отметить, что работа телефонной «горячей» линии Амурского УФАС России продолжена и в 2023 году.

Также от граждан поступали и письменные обращения по вопросам повышения цен на товары и услуги. Специалистами управления было рассмотрено свыше 70 письменных обращений; каждому из обратившихся лиц был подготовлен письменный ответ в части компетенции антимонопольного управления.

Амурским УФАС России в целях содействия развитию конкуренции и реализации нормоположений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2022 году осуществлялось более 10 видов мониторинга на различных товарных рынках Амурской области.

В 2022 году в связи с продолжающейся пандемией новой коронавирусной инфекции ФАС России был предпринят ряд мер в целях предупреждения и предотвращения нарушения хозяйствующими субъектами нормоположений Федерального закона «О защите конкуренции».

Так, на основании поручений ФАС России от 25.01.2022 № МШ/4966-пр/22, от 08.02.2022 № МШ/9068-пр/22, данных в рамках исполнения п. 9 поручения Председателя Правительства Российской Федерации                        М.В. Мишутина от 21.01.2022 № ММ-П13-657кв, специалистами управления осуществлялся мониторинг стоимости проведения лабораторных исследований на наличие  возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции в лабораториях медицинских организаций Амурской области.

Кроме того, управлением в 2022 году на постоянной основе были осуществлены в том числе следующие мероприятия:

1. Мониторинг розничных цен на газоиспользующее оборудование;

2. Ежедневный мониторинг розничных цен на социально значимые продовольственные товары;

3. Еженедельный мониторинг цен на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП;

4. Ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты;

5. Еженедельный мониторинг мелкооптовых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо;

6. Еженедельный мониторинг мелкооптовых цен на сжиженные углеводородные газы;

и др.

Также в 2022 году Амурским УФАС России проведено 7 исследований состояния конкуренции на различных товарных рынках, а именно:

- на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя в географических границах г. Благовещенска;

- на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах Амурской области;

- на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах Амурской области;

- на оптовом рынке реализации офисной бумаги в границах Амурской области;

- на розничном рынке реализации офисной бумаги в границах Амурской области;

- на рынке оказания услуг по психиатрическому освидетельствованию в рамках прохождения гражданами медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием в границах Амурской области;

- на рынке оказания услуг по обеспечению дежурства автомобиля скорой медицинской помощи и бригады скорой медицинской помощи с квалифицированным медицинским персоналом при проведении спортивно-массовых мероприятий в границах Амурской области.

Проведенные исследования являются важной составляющей частью при возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением.

 

 

 

 

Наверх