Информация для подготовки доклада Амурского УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики по вопросу «Актуальные вопросы правоприменительной практики антимонопольного законодательства»
29 октября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в связи с распространением коронавирусной инфекции сообщает информацию об актуальных вопросах о мерах антимонопольного контроля, осуществляемых в отношении цен на продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия.

 

1. Продукты питания.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Вмешательство ФАС России в ценообразование на не социально значимые продовольственные товары возможно в случае, если повышение цены является следствием злоупотреблений. Информация об обнаруженных нарушениях, не связанных с антимонопольным законодательством, передается в правоохранительные органы.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

ФАС России проводит мониторинг и контроль за ценами на социально значимые товары и продукты питания.

Так, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации, Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и недопущения необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров, управлением ведется ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

В настоящий момент значительных колебаний в стоимости социально значимых продуктов питания не зафиксировано. В случае выявления признаков недобросовестного поведения со стороны хозсубъектов антимонопольный орган примет предусмотренные законодательством меры реагирования.

Если будет установлено отсутствие экономических причин для повышения цен, а действия компаний обусловлены антиконкурентным соглашением, компании ждет наказание в виде «оборотных» штрафов, а менеджменту может грозит уголовная ответственность.

 

Вместе с тем, по отдельным видам продуктом питания необходимо отметить следующее:

 

- Гречка.

Рынок гречихи (гречневой крупы) находится под пристальным вниманием антимонопольных органов с весны 2020 года. На тот период наблюдалась определенная волатильность цен и ажиотажный спрос. ФАС России и ее территориальными органами начаты расследования, в том числе проведены внеплановые проверки (рейды на рассвете) по цепочке производство-переработка-продажа по признакам картелей. Контрольные мероприятия ведутся совместно с органами прокуратуры.

Последние несколько лет рынок гречихи (гречневой крупы) в профиците и нет объективных причин для существенного роста цен. Ведомство проводит анализ сложившихся цен, высока вероятность того, что изменение цен связано с наличием сговоров на различных этапах производства и реализации. При выявлении фактов противозаконных действий ФАС России предпримет меры антимонопольного реагирования;

 

- Подсолнечное масло.

Служба следит за ситуацией на рынке. В случаях необоснованного установления цен или факта повышения цен в результате наличия сговора ведомство примет меры реагирования;

 

- Сахар.

ФАС России фиксирует изменение цен на сахар, которое может быть вызвано объективным рядом причин, среди которых снижение урожайности ввиду неблагоприятных погодных условий, сокращение посевных площадей сахарной свеклы сельхозпроизводителям.

ФАС России и ее территориальные органы внимательно следят за ситуацией на рынке и в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства совместно с органами прокуратуры оперативно примут меры реагирования для их пресечения.

При наличии сведений о нарушениях, которые, в том числе, могут привести к повышению цен либо к созданию дефицита товара, орган будет принимать оперативные меры реагирования.

 

За период 3 квартала 2020 года В Амурское УФАС России поступило 2 обращения по фактам повышения цен на молоко и картофель, по результатам рассмотрения указанных обращений и данных проводимого мониторинга признаки необоснованного установления цен на продукты питания и, соответственно, нарушения антимонопольного законодательства не выявлялись.

 

2. Лекарственные средства и медицинские изделия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» государственному регулированию подлежат цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее – ЖНВЛП).

Цены на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, а это в том числе общеукрепляющие, противовирусные препараты, антибиотики, подлежат государственному регулированию. То есть, цены на эти препараты не могут превышать предельные отпускные цены, зарегистрированные фармкомпаниями, с учётом предельных значений установленных оптовых и розничных надбавок и НДС.

Цены на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛП, являются свободными и формируются продавцами, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Перечень ЖНВЛП на 2020 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

В сфере государственного регулирования цен на лекарственные препараты ФАС России осуществляет свои полномочия по согласованию предельных отпускных цен на препараты из перечня ЖНВЛП, а также предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам.

Контроль за применением цен и надбавок осуществляет Росздравнадзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мониторинг цен и ассортимента лекарственных препаратов, которые входят в перечень ЖНВЛП, в медицинских и аптечных организациях входит в функции Росздравнадзора.

Регулирование цен ЖНВЛП осуществляется как на федеральном (путем регистрации предельных отпускных цен производителей), так и на местном (путем установления предельных оптовых и розничных надбавок) уровнях.

На территории Амурской области Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 27.02.2010 № 17-пр/м «Об утверждении предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» установлены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам ЖНВЛП.

Для Амурской области (за исключением г. Зея, г. Тында, Зейский район, Селемджинский район, Тындинский район) предельный размер розничной надбавки к фактической цене (без НДС) составляет: до 50 рублей включительно - 30 %, свыше 50 рублей до 500 рублей включительно - 25%, свыше 500 рублей - 20%.

Как и в отношении продуктов питания, в рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

 

О фавипиравире.

Предельная отпускная цена на препарат фавипиравир составит 100 рублей за таблетку без учёта НДС и оптовых и розничных надбавок. Решение о согласовании этой цены было принято всеми членами Комиссии Минздрава России по формированию перечней лекарственных препаратов в присутствии представителей фармпроизводителей, после чего цена была согласована ФАС России и зарегистрирована Минздравом России.

Следует отметить, что 12.10.2020 было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 2626-р о расширении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), куда был включён и фавипиравир.

 

В 3 квартале 2020 года в Амурское УФАС России поступило 3 заявления по вопросам ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия, в том числе 2 заявления по формированию цен на лекарственные средства, не входящие в перечень ЖНВЛП, и 1 по вопросам закупки аппаратов искусственной вентиляции легких по завышенным ценам. Признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлялись.

 

3. Бензин (цены).

Помимо выше обозначенных вопросов, актуальным остается и вопрос контроля ценообразования в сфере реализации нефтепродуктов.

ФАС России на постоянной основе осуществляет мониторинг цен на рынке нефтепродуктов и формирующихся индикаторов, в том числе с учетом складывающейся конъюнктуры.

В случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ведомство принимает меры антимонопольного реагирования.

Относительно же розничных цен следует отметить, что по данным еженедельного мониторинга цен Росстата за период с 1 января 2020 года по 19 октября 2020 года динамика розничных цен на автомобильные бензины марок Аи-92 составила +2,2%, Аи-95 + 2,5%, на дизельное топливо 0,6%. При этом инфляция составила 3,1%.

Правительством РФ был принят демпфирующий механизм, который позволяет стабилизировать внутренние розничные цены на нефтепродукты и снизить давление на них со стороны мировых цен на нефть.

При высоких мировых ценах государство компенсирует нефтяным компаниям недополученную прибыль при поставках автомобильных бензинов и дизельного топлива на внутренний рынок.

Если мировые цены падают, и экспортная цена на нефтепродукты становится ниже условной внутренней, уже компании возвращают разницу между этими ценами в бюджет. Средства направляются на обеспечение поддержания стабильности экономики и, в том числе, обеспечивают поддержку незащищенным слоям населения.

На территории Амурской области случаи необоснованного формирования цен на нефтепродукты не выявлялись, происходившие в 2020 году изменения цен осуществлялись в пределах годового уровня инфляции.

Наверх