ДОКЛАД на тему: О правоприменительной практике в сфере государственного регулирования цен и тарифов (контрольно - надзорная деятельность) за 2020 год
25 марта 2021, 18:00
Тип документа:
Доклады

Управление государственного регулирования цен и тарифов области (далее - управление) в рамках действующего законодательства осуществляет функции государственного контроля посредством:

1) организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

3) мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

5) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При выявлении по результатам контрольных мероприятий нарушений управление осуществляет:

выдачу предостережений, предписаний;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства о ценообразовании, государственном регулировании цен и тарифов, стандартах раскрытия информации организациями коммунального комплекса, несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области соблюдения установленного порядка ценообразования и  применения регулируемых цен (тарифов) являются:

 обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике управления путем их публикации в общедоступной форме;

снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности субъектов контроля о практике  применения обязательных требований;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

Задачами обобщения и анализа практики являются:

выявление проблемных  вопросов при  соблюдении субъектами контроля обязательных требований;

выработка с привлечением  широкого  круга  заинтересованных  лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики;

выявление  устаревших, дублирующих  и  избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

выявление  типичных  нарушений  обязательных  требований  и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Обобщение и анализ практики при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся по двум направлениям:

правоприменительная практика организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора);

правоприменительная  практика  соблюдения субъектами  контроля обязательных требований.

В рамках работы с правоприменительной практикой соблюдения обязательных требований  рассматриваются вопросы соблюдения субъектами контроля обязательных требований, типичные нарушения обязательных требований и  меры, принимаемые управлением в отношении выявленных нарушений.

На сегодняшнем публичном обсуждении поговорим о последних изменениях в законодательстве в сфере тарифного регулирования, в том числе, касающихся обязательных требований к субъектам контроля и о соблюдении субъектами контроля обязательных требований, которые произошли в 2020 году.

1. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции контрольно - надзорная деятельность органов контроля в 2020 году осуществлялась с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В 2020 году были введены ограничения в отношении проведения плановых и внеплановых проверок, а также в отношении основания проведения проверок. В связи с чем, управлением из Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год были исключены 3 плановые проверки. Кроме того, управление в силу введенных ограничений не смогло провести внеплановую документарную проверку по исполнению ООО «АКС» ранее выданного управлением предписания (проведение проверки не было согласовано прокуратурой области, поскольку в 2020 году могли проводиться только внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры), несмотря на то, что ООО «АКС» не представили документы, подтверждающие исполнение предписания надлежащим образом.

Подконтрольные субъекты были проинформированы об отмене части плановых проверок в 2020 году.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 622 «Об установлении специальных сроков при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, государственном регулировании цен (тарифов) и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, устанавливаемых на 2021 год, и раскрытии информации» были изменены сроки формирования сводного прогнозного баланса,  государственного регулирования цен и раскрытия информации. Сроки сдвинуты на 45 дней, при этом сроки установления тарифов остались прежними.

Регулируемые организации были проинформированы:

об изменении сроков при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год;

об изменении сроков подачи предложений и проектов материалов об установлении тарифов на 2021 год;

об изменении сроков раскрытия информации по регулируемой деятельности за 2019 год, за 1 квартал 2020 года.

Анализ соблюдения подконтрольными субъектами (регулируемыми организациями) обязательных требований  в части соблюдения сроков  подачи документов по формированию сводного прогнозного баланса, установлению тарифов, стандартов раскрытия информация показал, что наиболее часто нарушения данных требований выявляются при контроле за соблюдением стандартов раскрытия информации.

Так, за период 2018-2020 гг. количество выявленных нарушений в данной сфере составило:

2018 г. – 95

2019 г. –39

2020 г. – 22

То есть, наблюдается положительная динамика снижения количества нарушений в результате осуществления мероприятий по контролю за стандартами раскрытия информации.

Большое количество нарушений обязательных требований  в 2020 году (83 нарушения) выявлено  при осуществлении контроля за соблюдением установленных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от  27 декабря 2019 г. № 1892 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». В соответствии с данными изменениями организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере энергетики, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования (т.е. не позднее 20 ноября). При этом уточненные предложения энергоснабжающих организаций должны быть опубликованы на сайте организаций, в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24). Ранее представление дополнительных материалов организациями не было ограничено сроками, что крайне затрудняло работу регулирующих органов.

К сожалению, в других сферах регулирования данная норма отсутствует, при том, что необходимость в ней существует, тем более в условиях продления сроков представления расчетных материалов в связи распространением новой коронавирусной инфекции при сохранении прежних сроков принятия тарифных решений.

Соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в части сроков представления документов по регулированию тарифов показывает, что из года в год часть регулируемых организаций не представляет в установленные сроки заявления, документы и материалы об установлении тарифов на очередной период регулирования.

В соответствии с правилами регулирования регулирующий орган в таких случаях открывает дело об установлении тарифов по своей инициативе и устанавливает тарифы исходя из имеющихся в управлении данных, то есть фактически  на уровне предыдущего года.

По результатам тарифного регулирования на 2020 год 67 тарифов  на коммунальные ресурсы были установлены на уровне предыдущего года.

Так как правовые основания для принятия мер реагирования в случае непредставления в установленный срок регулируемой организацией заявления и документов об установлении тарифов отсутствуют, меры реагирования управления ограничиваются направлением в адрес муниципального образования соответствующей информации.

В связи с тем, что в соответствии с законодательством организация тепло-, водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления, управление ежегодно в целях своевременного и обоснованного принятия решения об установлении тарифов на коммунальные ресурсы направляет в адрес тех муниципальных образований, на территории которых ресурсоснабжающие организации не представили заявление и документы об установлении тарифов, письмо с предложением организовать работу по представлению такими организациями необходимых документов в срок. Но, проблема, к сожалению, остается не решенной.

4. С учетом сложившейся ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, контрольно - надзорная деятельность управления в 2020 году в большей степени была направлена на профилактику нарушений обязательных требований в области государственного регулирования цен и тарифов.

В части правового просвещения регулируемых субъектов управлением проведены следующие мероприятия:

  1. На сайте управления в разделе - Профилактика нарушений обязательных требований размещены:

актуальная редакция Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и Руководства соблюдения обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), информационные письма управления об изменениях действующего законодательства и т.п.;

утвержденная начальником управления Программа профилактики мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований в 2020 году и Доклады о ее  реализации;

обобщение практики осуществления управлением государственного контроля (надзора) за 2020 год.

Актуальные для 2020 года изменения законодательства в области государственного регулирования цен и тарифов, в том числе устанавливающие обязательные требования, были предметом обсуждений на публичных слушаниях, прошедших 21.05.2020. В докладе заместителя начальника управления были отражены изменения законодательства в каждой сфере тарифного регулирования, даны комментарии, даны ответы на все поступившие вопросы от регулируемых организаций и потребителей. Доклад и письменные ответы размещены на сайте управления в разделе: Публичные слушания.

На сайте управления в разделе: «Контрольно - надзорная деятельность» ежеквартально размещаются результаты контрольной деятельности, указывается на выявленные нарушения и примененные меры ответственности.

2) План проверок на 2021 год утвержден, а затем скорректирован с учетом замечаний прокуратуры области и размещен на сайте управления в разделе: «Контрольно - надзорная деятельность» (из плана исключены 2 проверки в отношении субъектов малого предпринимательства).

3) Информация о проведенных плановых и внеплановых проверках своевременно в полном объеме вносится в автоматизированную систему ФГИС «Единый реестр проверок».

4) При проведении контрольно - надзорных мероприятий отсутствуют факты истребования у хозяйствующих субъектов документов, имеющихся в открытых информационных системах, а также документов, не относящихся к предмету контроля.

5) В 2020 году при рассмотрении 3 административных дел в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства была применена статья 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (для субъектов малого предпринимательства впервые совершивших административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба).

6) В 2020 году управлением выдано 23 предостережения, в том числе 22 в результате проведения мероприятий без взаимодействия с юридическим лицами - за нарушение стандартов раскрытия информации, 1- за нарушение установленного порядка ценообразования.

7) В 2020 году проведено:

 3 проверки, из них: 2 - внеплановые документарные проверки (выявлены нарушения, возбуждены и рассмотрены административные дела), 1 - плановая документарная (выявлены нарушения, выдано предписание);

307 контрольных мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения было проведено без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: из них выявлено нарушений и выдано предписаний:

в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - 83;

в области стандартов раскрытия информации - 1;

в области направления отчетов по выполнению производственных программ – 16;

рассмотрено 13 административных дел, в том числе:

3 - по статье 14.6 КоАП РФ – нарушение порядка ценообразования;

9- по статье 9.15, части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ – нарушение стандартов раскрытия информации;

1 - по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ – несвоевременное представление отчетной информации в контрольный орган.

Привлечено к ответственности в виде административного штрафа:

4- юридических лица (взыскано административных штрафов в размере 350 тыс. рублей;

5- должностных лиц (взыскано административных штрафов в размере 70 тыс. руб.). Одно постановление о привлечении к административной ответственности было обжаловано в Арбитражный суд Амурской области, судом было постановлено, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.

Действия управления, его должностных лиц при осуществлении мероприятий по государственному контролю  за 2020 год не обжаловались.

 

Удельный вес проверенных субъектов от общего количества лиц, подконтрольных управлению составляет - 0,8 %.

 Доля привлеченных к административной ответственности от общего количества лиц, подконтрольных управлению составляет – 3,3%.

Анализ контрольно - надзорной деятельности управления за 2020 год свидетельствует об уменьшении количества проверочных мероприятий и увеличении профилактических мероприятий.

Кроме того, управлением за 2020 год было рассмотрено более 40 письменных обращений подконтрольных субъектов (регулируемых организаций) по разъяснению вопросов правильности применения тарифов, еще большее количество консультаций по этим вопросам дано по устным обращениям.   Основная часть вопросов касается вопроса о величине тарифов, используемых для расчетов за фактически отпущенные коммунальные ресурсы в периоды календарного года, когда у ресурсоснабжающих организаций отсутствуют утвержденные управлением соответствующие тарифы на коммунальные ресурсы.

На практике при смене ресурсоснабжающих организаций новые ресурсоснабжающие организации на момент подачи заявления об установлении тарифов фактически уже оказывают регулируемые услуги. Рассмотрение представленных организациями документов занимает значительное время и, как следствие, приказ управлением издается спустя 1-2 месяца после представления заявления, в том числе и в конце календарного года, при этом тарифы устанавливаются исходя из расчета экономически обоснованных затрат предприятия по оказанию им регулируемых услуг в текущем периоде регулирования. Установленные тарифы вводятся в силу на будущее время. Поэтому, как правило, всегда есть период времени, когда организация оказывает услуги без установленного тарифа.  В таких ситуациях управление ориентирует новые ресурсоснабжающие организации на подачу заявления  об установлении тарифов и расчетных материалов в максимально короткие сроки и предупреждает, что в случае обратных действий (бездействия) наступает  административная ответственность за нарушение установленного порядка ценообразования (реализацию регулируемых товаров (услуг) без установленного тарифа).

При расчете тарифов управлением учитывается состав расходов  за весь период  регулирования, а не применительно с даты принятия тарифного решения, поскольку законодательством в сфере тарифного регулирования установлено, что тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на период регулирования (календарный год).

Подводя итоги, необходимо отметить, что управление осуществляет вид регионального государственного контроля (надзора) – региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности управления производится по показателям результативности эффективности контрольно-надзорной деятельности к Методике определения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности управления, утверждённой приказом от 30.11.2017 № 138-пр.

Ежегодно управлением подготавливается отчет о фактических (достигнутых) значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Итоговая оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности за 2020 год составила – 0,80.

Наверх