Доклад отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России по вопросам правоприменительной практики управления 2021 год
25 марта 2021, 11:00
Тип документа:
Доклады

С 2021 года, а именно с 28.01.2021, в Федеральном законе «О рекламе» действуют новые положения статьи 7 закона – в части рекламы товаров и услуг, которая действующим законодательством не допускается.

Так, Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» в пункт 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» были внесены изменения.

Согласно новой редакции пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», вступившей в силу с 28.01.2021, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» также введены новые понятия.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» дается определение для устройств потребления никотинсодержащей продукции – это электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

При этом, согласно пункту 3 части 1 статьи 2 рассматриваемого закона  никотинсодержащая продукция – это изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий.

Соответственно, с 28.01.2021 г., к действующему в настоящее время запрету на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, также добавится запрет на рекламу таких товаров как устройства для потребления никотинсодержащей продукции (различные модификации устройств, используемых в качестве «электронных сигарет» для доставки никотина или нагревания табака), никотиносодержащая продукция (различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи).

Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» также внесены изменения в пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Соответственно, с 28.01.2021 в рекламе также не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

Таким образом, в данную статью внесены изменения, корреспондирующие с вводящимся общим запретом на рекламу никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции. При демонстрации в рекламе не только процесса курения табака (сигарет, трубок и т.п.), но также и потребления любого вида никотиносодержащей продукции, в том числе посредством электронных систем доставки никотина или нагревания табака, или посредством иной предусмотренной законом формы доставки никотина в организм человека, такая реклама будет подпадать под запрет, установленный пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

При этом, согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 данного Закона несет рекламодатель, а за нарушение статьи 7 данного Закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Амурским УФАС России в феврале текущего года по заданию Центрального аппарата ФАС России были проведены контрольно-надзорные мероприятия в части выявления рекламы с признаками пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В результате проведенной фотофиксации была выявлена распространяемая на территории г. Благовещенска наружная реклама с признаками нарушения пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе».

Так, Амурским УФАС России по собственной инициативе было возбужденно три дела по признакам нарушения Закона «О рекламе». В каждом случае были установлены лица, причастные к распространению рекламы с признаками нарушения пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе».

1) Поводом для возбуждения дела № 028/05/7-128/2021 послужило распространение наружных баннеров с текстом следующего содержания:

- «#А у тебя есть сегодня пых-пых? Stime Время твоего отдыха Кальяны Табаки Аксессуары …»

- «Stime Время твоего отдыха Ты это, заходи за табаком! …»

Как видно из текста рассматриваемой информации, оная является рекламой, направлена на привлечение неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – продукции магазина, а именно кальянам, табаку, что в силу действующего закона запрещено.

Заседание Комиссии Амурского УФАС России по рассматриваемому делу назначено на 12 апреля 2021 года.

 

2) Дело № 028/05/7-128/2021 было возбуждено при аналогичных обстоятельствах. Специалистами управления было зафиксировано распространение рекламных баннеров следующего содержания:

 

Твой дым здесь Магазин кальянной индустрии Dr… Лучшие кальяны комплектующие О нас знают многие нас выбирают Dr…  Более 1000 вкусов от топовых брендов Оригинальные кальяны и комплектующие к ним Официальное представительство и сотрудничество Вход в магазин здесь           

 

Специалисты управления расценивают такую информацию как рекламную, поскольку содержание данного баннера построено таким образом, чтобы заинтересовать потенциального потребителя, привлечь его внимание к объекту рекламирования, и, как следствие, реализовать рекламируемый товар, то есть данная информация служит целям продвижения товара на рынке.

По мнению ФАС России (письмо ФАС России от 27.12.2017                                          № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама»), конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламной, и в ней содержатся признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе».

Рассмотрение данного дела назначено на 13 апреля 2021 года.

 

3) Дело № 028/05/7-131/2021 было возбуждено по причине распространения баннера следующего содержания:

 

«Lounge zone D…shop blg Кальян 500 Р + табак»

 

Доводом к признанию данной информации рекламой является то, что в тексте указан объект рекламирования – обозначение лица (магазина), осуществляющего продажу товара – Dshop blg, а также осуществляется привлечения внимания неопределенного круга лиц к акции этого магазина «Кальян 500 р + табак».

Заседание комиссии по данному делу назначено на 14 апреля 2021 года.

 

Стоит отметить, что во всех случаях после получения определения о возбуждении дела владельцами магазинов была демонтирована реклама с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе» до стадии рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа.

 

 

Наверх