Доклад Руководителя Амурского УФАС
08 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
  1. О знаменательном событии 15-летии создания ФАС России

 

В марте 2019 года отмечается 15-летие создания ФАС России. В 2004 году функции Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства переданы во вновь образуемую Федеральную антимонопольную службу.

В 2014 году ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа.

В 2015 году ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Функционал ФАС Росии:

- обеспечение государственного контроля за соблюдением конкурентного законодательства хозяйствующими субъектами;

- контроль за соблюдением правил конкуренции органами власти;

- контроль за осуществлением государственных закупок, в т.ч. в сфере обороны;

- контроль за деятельностью естественных монополий;

- контроль за распределением на конкурентной основе собственности, ресурсов, прав;

- контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

 

Преимущества ФАС России – сетевой орган и представлен 82 территориальными управлениями, что позволяет реализовать: эффективное выполнение задач по всем направлениям; и значительную экономию бюджетных средств.

 

На 2019 год ФАС России определила ключевые направления своей работы:

1. Обеспечение реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618, предусматривающего в том числе:

- модернизацию правового регулирования в эпоху цифровой экономики («пятый антимонопольный пакет»);

- установление запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий;

- совершенствование тарифного регулирования и повышение эффективности деятельности естественных монополий, в том числе посредством принятия Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»;

- усиление борьбы с картелями;

- распространение антимонопольных требований на результаты интеллектуальной деятельности;

- активное содействие обеспечению реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

 

Отраслевые реформы через изменение отраслевого законодательства

6 ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

История антимонопольного регулирования в России уходит далеко в 1990 год.

 

  1. Итоги деятельности Амурского УФАС России за 2018 год

 

Основным значимым мероприятием отчётного периода является встреча 27 июля 2018 года заместителя главы Федеральной антимонопольной службы России Доценко А.В. с губернатором Амурской области Орловым В.А.

Поводом этой встречи послужили Указ Президента Российской Федерации № 618 и данные губернаторам по итогам Государственного совета Российской Федерации поручения.

В соответствии с ними в каждом субъекте Российской Федерации необходимо разработать и утвердить в дорожных картах по развитию конкуренции основные показатели в ключевых для региона отраслях экономики.

При этом субъектам Российской Федерации дана возможность самим выбирать те отрасли экономики, которые они считают приоритетными для развития конкуренции в своем регионе. Распоряжением Правительства Амурской области от 30 ноября 2018 г. № 176-р утверждены 33 ключевых показателя развития конкуренции в Амурской области до 2022 года.

В рамках визита было подписано соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Амурской области.

Обеспечение реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №618 является стратегической задачей антимонопольной службы в текущем году.

 

Антимонопольный контроль

 

В 2018 году Амурское УФАС России осуществляло контроль соблюдения антимонопольного законодательства в рамках установленных полномочий управления.

После внесения изменений в Закон о защите конкуренции c 2016 года объем выданных в 2018 году Амурским УФАС России предупреждений сохранялся на высоком уровне по сравнению с периодом до вступления в силу изменений антимонопольного законодательства.

В 2018 году управлением выдано 42 предупреждения.

В случае выполнения предупреждения в установленный в нем срок лицо, которому выдано такое предупреждение, к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не привлекается, что в свою очередь стимулирует таких лиц к добровольному устранению признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также повышает значение мер антимонопольного регулирования в качестве превентивных мер в профилактике нарушений.

Вместе с тем, по невыполненным предупреждениям возбуждено 16 антимонопольных дел.

Наибольшее количество предупреждений выдано по статье 15 Закона «О защите конкуренции» - 38 предупреждений, что составляет 90 % по отношению к общему их количеству. В отношении субъекта естественных монополий выдано 1 предупреждение.

С учетом показателей количества возбужденных дел и выданных по признакам нарушения антимонопольного законодательства предупреждений, видно, что по-прежнему наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства приходится на долю органов власти, из которых более 95 процентов совершаются органами местного самоуправления.

В 2018 году по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции» рассмотрено 161 заявление хозяйствующих субъектов и физических лиц, по результатам рассмотрения которых возбуждено 21 дело и выдано 12 предписаний об устранении нарушений.

Наибольшее количество дел рассмотрено:

- по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением – 4 дела в отношении субъектов естественных монополий;

- по статье 15 Закона «О защите конкуренции» (запрет на действия (акты) органов власти, приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции) – 15 дел.

В разрезе товарных рынков наибольшее количество возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов дел о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, установленных управлением нарушений пришлось на товарные рынки в сфере транспорта (деятельность речных портов, железнодорожные перевозки), страховых услуг (нарушение при заключении договоров ОСАГО для государственных и муниципальных нужд).

В отношении органов власти, как и в предыдущие периоды, наибольшее количество нарушений приходится на случаи распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом с нарушением требований федерального законодательств – 70%.

Так, для органов местного самоуправления, по-прежнему сохраняется тенденция передачи имущества в пользование хозяйствующим субъектам без соблюдения обязательных требований к порядку такой передачи – по результатам процедуры торгов, которая направлена на повышение как уровня развития конкуренции, так и вследствие этого эффективности использования муниципального имущества.

В большей мере такие нарушения характерны при распоряжении муниципальным имуществом, предназначенным для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которого законодательством в соответствующих сферах деятельности, установлены требования о необходимости передачи такого имущества по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения в случае, если имущество эксплуатируется более 5 лет. Концессия обуславливает инвестиции хозяйствующих субъектов в развитие объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, что повышает эффективность его использования. Для объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Амурской области с учетом климатических особенностей региона это является наиболее актуальным вопросом, поскольку большая часть таких объектов имеет значительный срок эксплуатации и износа.

Подобные нарушения выявлялись как по результатам рассмотрения заявлений и обращений, так и по результатам проведения контрольных мероприятий, а также при выполнении Амурским УФАС России функций по согласованию государственных и муниципальных преференций.

К нарушителям применены меры административной ответственности. В 2018 году вынесено 35 постановлений о наложении штрафа, в том числе:

- по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ (в отношении должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления) – вынесено 13 постановлений о наложении штрафов на сумму 195 тыс.руб.;

- по статье 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением) – вынесено 4 постановления о наложении штрафов на сумму           754 тыс. руб.;

- по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ (заключение антиконкурентных соглашений) – вынесено 6 постановлений о наложении штрафа на сумму 1,45 млн.руб.;

- по статье 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) – вынесено 5 постановлений о наложении штрафов на сумму 474 тыс.руб.;

- по факту неисполнения предписаний Амурского УФАС России (статья 19.5 КоАП РФ) – вынесено 6 постановлений о наложении штрафов на сумму 148 тыс.руб.;

- по статье 9.21 КоАП РФ (нарушение порядка подключения к сетям) вынесено 4 постановления на общую сумму 410 тыс.руб .

 

Особенно хочу отметить работу Амурского УФАС России по привлечению главы администрации пгт. Новобурейский к административной ответственности в виде дисквалификации.

По смыслу ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация (лишение права занимать руководящие должности) рассматривается как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в органах публичной власти за совершенное правонарушение.

История вопроса. Решением Комиссии Амурского УФАС России от 27.12.2016 действия администрации рабочего поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области (далее - Администрация), выразившиеся в заключении договоров аренды муниципального имущества без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании указанного решения по делу Администрации рабочего поселка Новобурейский выдано предписание об устранении нарушений. Учитывая ходатайства о продлении срока исполнения предписания срок исполнения предписания Амурского УФАС России неоднократно продлевался.

Постановлением руководителя Амурского УФАС России от 15.12.2017 по делу об административном правонарушении Администрация привлечена к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое судом признано законным, при этом размер штрафа снижен со 100 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

В связи с привлечением Администрации к административной ответственности установлен новый срок исполнения предписания, которое в установленный срок не было исполнено.

08.08.2018 должностным лицом Амурского УФАС России в отношении главы администрации рп. Новобурейский составлен протокол и направлен для рассмотрения в суд.

Постановлением Бурейского районного суда Амурской области от 20.11.2018 глава администрации рп. Новобурейский признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде дисквалификации от занимаемой должности сроком на 1 год.

Решением Амурского областного суда вышеуказанное постановление Бурейского районного суда оставлено без изменения.

Судом сделаны выводы об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его.

Поэтому наказание назначено по предельной санкции 1 год дисквалификации (в соответствии с нормами КоАП РФ от 3 месяцев до 1 года.)

 

В отношении заявлений, которые поступили в первом квартале 2019 года, отмечу что продолжают поступать заявления:

о передаче объектов тепло-водоснабжения в аренду;

об установке приборов учета электрической энергии без согласия потребителя и с нарушением требований законодательства;

об уклонении от приема прибора учета в эксплуатацию (опломбирование);

об отказе в заключении договора на подключение к коммунальным сетям, навязывании дополнительных работ по подключению, отказ в допуске к работам иных подрядчиков.

 

Контроль в сфере закупок

 

В рамках осуществления государственной функции по контролю за исполнением законодательства о контрактной системе, Амурским УФАС России в 2018 году рассмотрено 147 жалоб участников закупок о нарушениях Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Проведено 2 плановые проверки, 154 внеплановых проверки, включая по жалобам и документарные внеплановые проверки в отношении закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков.

Всего проверено 242 закупки, из них 75 закупок размещены с нарушением законодательства (31% от проверенных). По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе заказчикам выданы предписания об их устранении. Все предписания исполнены в полном объеме.

Рассмотрено 211 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), направленных федеральными заказчиками. По результатам рассмотрения уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе выявлены признаки нарушения, а именно: неверный выбор способа определения поставщика при заключении контрактов на выполнение работ по тушению лесного пожара. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена статьёй 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2018 году Амурским УФАС России рассмотрено 64 обращения заказчиков о включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контракта и о лицах, с которыми контракты расторгнуты в связи с нарушением ими существенных условий в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения в отношении 51 субъекта.

Осуществляя контроль соблюдения требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (статья 181 Закона о защите конкуренции) Амурским УФАС России рассмотрено 85 жалоб, из них:

- на нарушения при проведении торгов на право заключения концессионных соглашений – 6 жалобы;

- по продаже государственного или муниципального имущества – 14 жалоб;

- на право заключения договоров управления многоквартирными домами – 8 жалоб;

- на нарушение процедуры реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – 5 жалоб;

-  на действия заказчиков по проведению закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» - 40 жалоб.

К часто допускаемым нарушениям можно отнести:

- нарушения порядка отбора участников торгов (необоснованный отказ в допуске к участию в торгах);

- нарушения порядка процедуры торгов (отсутствие в протоколе рассмотрения заявок обоснования принятого комиссией организатора торгов решения, отсутствие в документации о закупке обязательных требований к качеству, объему предмета торгов и др.).

По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе в 2018 году Амурским УФАС России возбуждено 103 дела об административных правонарушениях. К виновным лицам применены штрафы на общую сумму 1,21 млн.руб.

 

Контроль рекламной деятельности

 

В 2018 году Амурским УФАС России рассмотрено 77 заявлений, по 16 из них возбуждены дела по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе». По результатам рассмотрения дел выдано 14 предписаний об устранении нарушений рекламного законодательства.

За данные нарушения Амурским УФАС России возбуждено 17 дел об административных правонарушениях. Вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму 743 тыс.руб.

Специалистами Управления при анализе заявлений, рассмотренных антимонопольным органом в 2018 году составлен рейтинг статей Федерального закона «О рекламе», по которым хозяйствующие субъекты чаще всего допускают нарушения:

«Смс-реклама» (статья 18 Федерального закона «О рекламе») – 37 %;

«Недостоверная реклама» (статья 5 Федерального закона «О рекламе») – 27 %;

«Реклама финансовых услуг» (статья 28 Федерального закона «О рекламе») – 20 %.

В настоящее время в Амурское УФАС продолжают поступают многочисленные заявления граждан на получение ими несанкционированной СМС рекламы; жалобы на рекламу финансовых услуг, рекламу ломбарда, рекламу в инстаграмме, в ютубе.

Наверх