Вопрос № 1: «При заключении договора аренды муниципального имущества – объектов теплоснабжения (2016 года ввода в эксплуатацию) арендатор отказывается предоставить банковскую гарантию (Федеральный закон «О теплоснабжении») по исполнению обязательств (в том числе оплата электроэнергии), в договоре аренды (заключенном по конкурсу) также не предусмотрена обязанность арендатора предоставить банковскую гарантию. Какие меры в указанном случае может принять УФАС?».

05 марта 2020, 12:00

Ответ:

Согласно части 23 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) заключение договора аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок предусмотренных настоящей статьей документов, подтверждающих:

1) заключение победителем конкурса соответствующих установленным настоящей статьей требованиям договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества;

2) предоставление победителем конкурса по каждому из указанных в пункте 1 настоящей части договоров поставки электрической энергии, если они заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, и по каждому договору поставки газа соответствующей установленным настоящей статьей требованиям банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемых по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа.

Требования к банковской гарантии определены частями 27 - 32 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

В качестве документов, подтверждающих выполнение установленных частью 23 указанной статьи требований, победитель конкурса предоставляет надлежащим образом заверенные копии заключенных договоров поставки электрической энергии, договоров поставки газа, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных гарантирующему поставщику электрической энергии и поставщику газа банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий гарантирующему поставщику электрической энергии, поставщику газа. В случае непредоставления победителем конкурса организатору конкурса указанных документов, подтверждающих выполнение установленных частью 23 настоящей статьи требований, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора аренды по результатам конкурса (часть 24 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

Таким образом, последствия непредставления банковской гарантии для арендатора прямо определены вышеуказанной нормой, меры антимонопольного реагирования не предусмотрены.

Вместе с тем в отношении арендодателя действия по заключению договора аренды в отсутствие предусмотренной пунктом 2 части 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении банковской гарантии могут быть рассмотрены на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

Так, в практике территориальных антимонопольных органов действия органа местного самоуправления по заключению договоров аренды муниципального имущества – объектов теплоснабжения без предоставления указанной гарантии квалифицируются по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет органам власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В таком случае, антимонопольный орган в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции выдает предупреждение об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), по результатам рассмотрения которого в соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции ответчику может быть выдано предписание об устранении нарушения, а ответственное должностное лицо ответчика в соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, Амурское УФАС России отмечает, что независимо от принятия антимонопольным органом мер, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 указанной статьи, является ничтожным.

Наверх