Вопрос № 1. Допустимо ли участие в торгах на приобретение жилого помещения представителя по доверенности от собственника жилого помещения, предлагаемого в заявке участника?

14 марта 2019, 16:00

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013              № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам закупок в сфере контрактной системы определены статьей 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

При этом, не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок (часть 2 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следует также учитывать, что из содержания части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе применительно к электронным процедурам торгов в случае, если участником торгов является физическое лицо, предоставление доверенности от имени такого участника закупок на иное лицо не предусмотрено.

Таким образом, заказчик (комиссия заказчика) обязана проверять полномочия лица, подающего заявку на участие в торгах в соответствии с вышеназванными нормами Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, Амурское УФАС России сообщает, что в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 территориальный орган не наделен компетенцией по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем соответствующий запрос направлен в Центральный аппарат ФАС России для получения разъяснения действующего законодательства о контрактной системе.

Разъяснения, данные ФАС России по указанному вопросу будут озвучены на ближайших публичных обсуждениях правоприменительной практики Амурского УФАС России.

Наверх