Вопрос №10: Вопрос представителя администрации Ивановского района о ликвидации с 01.01.2019 муниципальных унитарных предприятий
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2018 № 2026-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».
Законопроект размещен в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности под номером 554026-7.
Указанным законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», иные федеральные законы Российской Федерации, в части ограничения оснований для создания унитарных предприятий.
Так, согласно законопроекту № 554026-7 унитарное предприятие может быть создано:
- в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
- в случае осуществления деятельности в сферах естественных монополий.
Унитарные предприятия, не соответствующие вышеуказанным требованиям, подлежат ликвидации или реорганизации учредителем в срок до 01.01.2021.
По мнению Амурского УФАС России, муниципальное унитарное предприятие, осуществляющее деятельность по заготовке и реализации топлива, не будет соответствовать вышеуказанным требованиям.
Вместе с тем, как следует из содержания статьи 3 законопроекта № 554026-7, допускается осуществление деятельности унитарного предприятия на иных товарных рынках, если выручка от таких видов деятельности не превышает десять процентов выручки от основных видов деятельности.
Следует также отметить, что законопроектом № 554026-7 предлагается квалифицировать действия органа местного самоуправления, являющегося учредителем муниципального унитарного предприятия, по созданию унитарного предприятия либо непринятию мер по ликвидации (преобразованию) предприятия, не соответствующего установленным требованиям, в качестве нарушения антимонопольного законодательства.