Вопрос 10: Планируется ли внесение изменений в действующее законодательство по вопросу объединения процедур рассмотрения дела о нарушении закона о защите конкуренции и административного производства в одну – производство по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого и устанавливать событие административного правонарушения без заседания комиссии антимонопольного органа».

05 марта 2018, 11:34

Ответ:

Производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства и производство по делам об административных правонарушениях, действительно, законодательством Российской Федерации определены как самостоятельные административные процедуры.

Объединение данных процедур фактически невозможно и нецелесообразно в силу специфики каждой, в том числе в отношении порядка их осуществления, назначения, круга лиц, осуществляющих данные процедуры и участвующих в их осуществлении, сроках их выполнения и результатах.

Отдельной особенностью является и отраслевая принадлежность норм, регулирующих каждую из указанных процедур, в частности нормы антимонопольного законодательства относятся к сфере гражданского права, тогда как нормы КоАП РФ, определяющие административную ответственность относятся к сфере административного права.

Вместе с тем, антимонопольное законодательства в Российской Федерации проходит путь постоянного развития и совершенствования. С принятием 3-го и 4-го антимонопольных пакетов, предусматривающих значительный объем изменений в антимонопольном законодательстве, в частности, введен институт предупреждений, расширена сфера его применения в разрезе нарушений антимонопольного законодательства.

Данный институт позволяет наиболее эффективно производит профилактику и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, избегая длительные процедуры производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства и, в последующем, по административным делам, поскольку в случае выполнения хозяйствующими субъектами предупреждений исключается возможность возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и выполнившее предупреждение лицо не привлекается к административной ответственности.

Изменения законодательства коснулись и процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, расширена сфера применения анализа товарных рынков при рассмотрении таких дел, введен этап подготовки заключений об обстоятельствах дела, позволяющего антимонопольному органу при участии сторон дела объективно и подробно проработать доказательственную базу по делу, что в последующем значительно облегчает как и рассмотрение судами дел об обжаловании решений антимонопольного органа, так и производство по делам об административных правонарушениях.

ФАС России планирует и в дальнейшем развивать и совершенствовать антимонопольное регулирование в Российской Федерации, однако рассмотрение вопроса об объединении процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и дел об административных правонарушениях не планируется.

Наверх