Информация для подготовки доклада Амурского УФАС России по вопросу «Актуальные вопросы правоприменительной практики антимонопольного законодательства» тема: «Нарушения в сфере технологического присоединения к электрическим сетям»
06 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Одним из актуальных вопросов правоприменения в практике Амурского УФАС России является выявление и пресечение нарушений в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, относящейся к товарному рынку передачи электрической энергии, деятельность хозяйствующих субъектов на котором относится в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности естественных монополий.

Правовые основы в деятельности технологического присоединения закреплены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закона «Об электроэнергетике»).

Полномочиями по контролю в данной сфере антимонопольные органы наделены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (пункт 2 постановления).

Указанным постановлением утверждены, в частности, как Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, так и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила ТП).

Основные понятия в данной сфере деятельности определены непосредственно в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (пункт 2 Правил).

Так, указанные Правила дают определение сетевых организаций - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013 - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Соответственно, указанные потребители являются и потребителями услуг технологического присоединения к электрическим сетям, без которого оказание/приобретение, соответственно, физически невозможно.

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (вышеуказанное постановление).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (часть 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике»).

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил ТП и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению в отношении следующих лиц (пункт 3 Правил ТП):

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, максимальная мощность ЭПУ которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ) (пункт 12.1 Правил ТП);

- физические лица, максимальная мощность ЭПУ которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14 Правил ТП);

- заявители, желающие снизить в пользу иных владельцев, объем присоединенной мощности (пункт 34 Правил ТП).

Правила ТП непосредственно определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил ТП).

Действие Правил ТП распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

При этом технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной (применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно) или постоянной схемы электроснабжения.

Так как в соответствии со статьей 26 Закона «Об электроэнергетике» и пунктом 6 Правил ТП заключение договора является обязательным для сетевой организации, при необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Как определено пунктом 7 Правил ТП процедура технологического присоединения включает в себя следующие этапы:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Такая заявка согласно пункту 8 Правил направляется заявителем заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил ТП (Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту).

При технологическом присоединении по индивидуальному проекту заявитель вправе обратиться в любую сетевую организацию. Не допускается подача одновременно двух и более заявок на технологическое присоединение одних и тех же энергопринимающих устройств в разные сетевые организации (исключение – в случае необходимости использования нескольких источников питания, заявитель уведомляет каждую из сетевых организаций).

К заявке прилагаются определенные Правилами ТП для различных категорий потребителей документы. Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами;

б) заключение договора.

Пункт 15 Правил ТП определяет порядок и сроки заключения договора, а пункт 16 Правил ТП определяет существенные условия договора технологического присоединения, к которым относится, в частности, размер платы за технологическое присоединение.

Плата за технологическое присоединение определяется пунктом 17 Правил ТП. Так, для энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, в частности прилагаемых к договору технических условий.

Распределение обязанностей по выполнению технических условий определяется следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил ТП, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению);

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил ТП, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) Правил ТП не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей Правил ТП под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил ТП) – с 20.05.2017 (изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 542).

К компетенции антимонопольных органов в сфере технологического присоединения к электрическим сетям относится:

- выдача предупреждений (предостережений);

- возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдача обязательных для исполнения предписаний;

- возбуждение дел об административных правонарушениях;

- проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Наиболее распространенными нарушениями при технологическом присоединении к электрическим сетям являются:

- необоснованный отказ, а также уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (отказ в выдаче технических условий; требование предоставить документы, не предусмотренные законодательством; ненаправление в установленные сроки договора и технических условий; отказ в заключении договора в связи с отсутствием технической возможности);

- навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами ТП (требование построить дополнительные объекты не в границах участка заявителя, но за его счет; требование подписать договор без распределения обязательств сетевой организации и заявителя; понуждение заявителя к долевому участию в строительстве объектов сетевой организации; возложение на заявителя обязанности согласовать технологическое присоединение с третьими лицами, через объекты которых будет осуществляться опосредованное присоединение и пр.)

- нарушение установленного порядка ценообразования при взимании платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (самостоятельное определение сетевой организацией стоимости технологического присоединения и предъявление ее заявителю; несоблюдение требования о размере «льготной» платы);

- неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, в том числе уклонение от выдачи документов о технологическом присоединении либо требование внесения дополнительной платы за их подписание.

С принятием «четвертого антимонопольного проекта» произошли изменения антимонопольного законодательства, в частности уточнение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Физические лица исключены из указанной нормы.

В месте с тем появилась новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ: нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

С внесением данных изменений, в случае нарушения сетевой организацией Правил ТП в отношении физических лиц, антимонопольные органы рассматривают такие нарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, по статье 9.21 КоАП РФ.

Амурским УФАС России в 2016 году по заявлениям как граждан, так и хозяйствующих субъектов рассмотрено 11 дел по статье 9.21 КоАП РФ, из которых по 6 делам общая сумма наложенных штрафов составила 600 000 рублей. 2 постановления отменены в судебном порядке, в связи с этим в федеральный бюджет оплачено 400 000 рублей.

В 2017 году Амурским УФАС России по статье 9.21 КоАП РФ рассмотрено 20 дел с вынесением постановлений о наложении штрафов на общую сумму 1 000 000 рублей по 10 делам, из них 600 000 оплачено в том же году, по остальным постановлениям срок оплаты перешел в текущий период 2018 года. При этом обжаловано в судебном порядке было 7 постановлений, все постановления оставлены арбитражными судами в силе.

В текущем году постановления по статье 9.21 КоАП РФ Амурским УФАС России не выносились, дела находятся в стадии рассмотрения.

По факту невыполнения сетевой организацией мероприятий по договору технологического присоединения в срок в отношении объекта индивидуального предпринимателя в 2016 году рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Указанная практика показывает, что в большинстве случаев пострадавшими от действий сетевых организаций являются физические лица, как наименее защищенная категория потребителей по отношению к субъектам естественных монополий, в связи с этим принимаемые антимонопольным органом меры реализуются применением специальной нормы – статьи 9.21 КоАП РФ.

Наверх