ИНФОРМАЦИЯ о проекте Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»
06 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

На федеральном уровне в Российской Федерации 50 федеральными органами исполнительной власти осуществляется 160 видов государственного контроля (надзора). На региональном уровне осуществляется 44 вида регионального государственного контроля (надзора) и 11 видов муниципального контроля.

Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы (утверждён распоряжением Правительства от 1 апреля 2016 года №559-р) и внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу РФ в декабре 2017 года. .

Законопроект является важнейшим элементом проводимой в настоящее время масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, реализуемой в формате приоритетной программы (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

Исходя из преамбулы, целью закона является повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также снижение избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.

Положения законопроекта будут применяться к вопросам организации и осуществления всех видов государственного контроля (надзора) в отношении организаций и граждан, за исключением таких видов государственного контроля (надзора), как:

- рассмотрение антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе;

- контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о государственном оборонном заказе, а равно при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- контроля заказчика за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законопроектом устанавливается перечень основных понятий, применяющихся при правовом регулировании государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Так, например, под федеральным государственным контролем (надзором) предлагается понимать деятельность федеральных органов исполнительной власти, иных уполномоченных органов и организаций в рамках предметов ведения Российской Федерации, по осуществлению государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.

Также вводятся такие понятия как общественно значимый результат государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - минимизация вреда охраняемым законом ценностям;

результативность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - степень достижения общественно значимых результатов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности;

эффективность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - степень устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций.

Законопроект вводит общие подходы к оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, межведомственному взаимодействию для целей государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, координации деятельности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Законопроектом предусматриваются ограничения при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В частности, при проведении государственного контроля (надзора) должностные лица органа государственного контроля не вправе:

1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

3) оценивать соблюдение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением случаев, когда обязательные требования не подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом содержание официально не опубликованных обязательных требований предварительно доведено до сведения гражданина, организации, в отношении которых осуществляются государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

4) осуществлять мероприятия государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий гражданина, руководителя, должностного лица организации;

5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции, материалов, веществ, если они не являются объектами государственного контроля (надзора) или не относятся к предмету государственного контроля (надзора);

6) распространять информацию, полученную в результате осуществления государственного контроля (надзора) и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и др.

Правовым основанием проведения проверок все также является приказ руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора).

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора).

Законопроектом предусматривается порядок организации и проведения плановых проверок и внеплановых проверок.

Сохраняется в законопроекте введенное в 2016 году понятие проверочных листов, иначе сказать списков контрольных вопросов.

Положением о виде государственного контроля может быть предусмотрена обязательность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля проверочных листов.

Проверочный лист включает в себя перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Перечень вопросов не может носить общий или отсылочный характер, должен содержать ссылки на структурные элементы правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

Формулировки вопросов должны исключать возможность их различного толкования и предусматривать однозначные ответы либо указание количественного показателя.

Утвержденные проверочные листы подлежат размещению на официальных сайтах органов государственного контроля информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.

Специальная глава законопроекта посвящена обеспечению прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля. Установлены права граждан и организаций, их представителей при проведении мероприятий государственного контроля. Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля.

Законопроектом предусмотрены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц органов государственного контроля при проведении мероприятий государственного контроля, а также их результатов.

 

Предусматривается, что в случае принятия закона, он вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, предусматриваются некоторые переходные положения.

Вместе с тем, принятие закона потребует признания нормативных правовых актов утратившими силу, в том числе Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также принятие рассматриваемого проекта закона потребует внесения изменений в 83 нормативных правовых акта, и разработки и урегулирования более 30 Порядков (например, порядок актуализации обязательных требований; порядок разработки и утверждения административных регламентов осуществления федерального государственного контроля; порядок определения показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и др.)

 

В настоящее время, а именно 21.02.2018 законопроект принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении. Текст проекта федерального закона находится на специальной площадке для обсуждения - http://контроль-надзор.рф и на сайте Государственной Думы ФС РФ.

Наверх