Информация для публичных обсуждений «Плата граждан за коммунальные услуги»
25 марта 2021, 18:00
Тип документа:
Доклады

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный Кодекс) плата   за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Чтобы защитить граждан, государство ограничивает изменение совокупного размера  платы за коммунальные услуги (при неизменных объемах и наборах коммунальных услуг).

Это закреплено статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой  предусмотрено введение механизма ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, который заключается в установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям, отражающих максимальное изменение платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям. Данное ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги относится к совокупному платежу за все коммунальные услуги.

Основы формирования предельных (максимальных) индексов размера платы граждан за коммунальные услуги утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В соответствии с пунктом 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:

а) изменения набора коммунальных услуг;

б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;

в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;

г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;

д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);

е) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам;

ж) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) перехода после 1 января 2015 г. от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.

Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).

Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливаются предельные индексы по субъектам Российской Федерации. Кроме этого Правительством Российской Федерации устанавливаются предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины  индекса по субъекту Российской Федерации.

На уровне субъектов устанавливаются предельные индексы по каждому муниципальному образованию.

Индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются в течение 20 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 15 декабря года, предшествующего первому году долгосрочного периода установления предельных индексов.

Определяются предельные индексы в соответствии с формулами, которые приведены в Основах формирования индексов. При этом индекс в среднем по субъекту рассчитывается уполномоченным органом – ФАС России, а индексы по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации уполномоченным органом субъекта – в Амурской области управлением государственного регулирования цен и тарифов.

Порядок расчета, утверждения и применения предельных индексов прописан в разделе 3 Основ формирования индексов. 

На основании утвержденных Правительством Российской Федерации индекса по субъекту Российской Федерации и отклонения по субъекту Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не 15 ноября года предшествующего году установления индексов.

Правительством Российской Федерации устанавливается средний по субъекту индекс изменения вносимой гражданами платы за КУ, а постановлением губернатора Амурской области устанавливается предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию, который рассчитывается для населения с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг (степенью благоустройства) и поэтому его величина может быть как выше, так и ниже утвержденного Правительством РФ среднего индекса по субъекту, но не выше среднего индекса по субъекту с учетом установленного Правительством РФ предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям. При этом, в среднем по субъекту РФ величина индекса не может быть выше установленного Правительством РФ.

Предельные (максимальные) индексы изменения совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году по субъектам Российской Федерации установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2827-р, по Амурской области утвержден средний индекс на второе  полугодие 2021 года в размере 3,8%.

С учетом предельно допустимого отклонения по Амурской области в размере 2,4 %, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р на 2019 - 2023 гг. предельный (максимальный) индекс составляет 6,2 % со второго полугодия 2021 года.

Это означает, что предельный (максимальный) рост совокупного размера платы для граждан за коммунальные услуги в сопоставимых условиях (то есть при одинаковом наборе коммунальных услуг и их объемах) не может превышать с 1 июля 2021 года – 6,2 %.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2827-р на территории Амурской области постановлением губернатора области от 14.12.2020 № 286 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области на 2021 год.

Реализация законодательства об ограничении платы граждан предельными индексами в Амурской области осуществляется посредством установления льготных тарифов на тепловую энергию в соответствии с принятым в этих целях областным законом «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения Амурской области» (от  24.12.2012 № 131-ОЗ, далее – Закон).

Льготные тарифы на тепловую энергию устанавливаются в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда, в котором проживают лица, имеющие право на льготы (то есть набора коммунальных услуг), величин и темпов роста тарифов на коммунальные услуги и ограничения предельными (максимальными) индексами изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области.

Возникающая разница между экономически обоснованными тарифами на тепловую энергию и льготными тарифами для населения компенсируется ресурсоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета. На эти цели в 2021 году предусмотрено более 1,6 млрд. рублей.

Таким образом, органами власти Амурской области ежегодно предпринимаются меры по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги.

Вместе с тем, Правительством Российской Федерации осуществляется контроль над изменением (приростом) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям на основании данных, определяемых как отношение размера платы граждан за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации в каждом месяце года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации в декабре предыдущего календарного года (по всем типам благоустройства с учетом тарифов на коммунальные услуги, объемов и нормативов потребления (нормативов накопления твердых коммунальных отходов), численности населения и площади жилых помещений). Контроль осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – Федеральной  антимонопольной службой России.

Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет контроль за соблюдением порядка утверждения предельных индексов путем осуществления ежемесячного мониторинга, который  включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку предоставленной информации.

Информация в рамках указанного мониторинга предоставляется управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в ФАС России ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, посредством Единой информационно-аналитической системы Федеральной антимонопольной службы по форме, определенной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

 

 

 

Наверх