Доклад на тему: «О соблюдении обязательных требований в сфере регулирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами»
02 августа 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

«О соблюдении  обязательных требований в сфере регулирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами»

 

Докладчик - начальник управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области – Личман Ольга Михайловна

 

Основные нормативные акты в сфере государственного регулирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

 

Обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым государством видам деятельности.

Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию, определены в статье 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

обработка твердых коммунальных отходов;

обезвреживание твердых коммунальных отходов;

захоронение твердых коммунальных отходов;

оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

 Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законом Амурской области от 10.05.2016 № 679-ОЗ полномочия по государственному регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами возложены на управление государственного регулирования цен и тарифов области.

Основные обязательные требования к осуществлению полномочий в указанной сфере деятельности сосредоточены в следующих нормативных актах:

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и накопления»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»;

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

Закон Амурской области от 10.05.2016 № 679-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти в сфере обращения с отходами производства и потребления»;

Закон Амурской области от 01.01.2019 № 334-ОЗ «О льготных тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Круг полномочий управления государственного регулирования цен и тарифов в сфере контрольно-надзорной деятельности, а также порядок их осуществления определен следующими нормативными актами:

- Кодекс РФ об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Амурской области от 12.02.2013 № 40 «Об утверждении Правил осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами)»;

- Постановление губернатора Амурской области от 30.10.2018 № 259 «Об утверждении положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области».

 

 

 

Основные обязательные требования к подконтрольным субъектам, осуществляющим деятельность в сфере обращения

с твердыми коммунальными отходами.

К подконтрольным управлению  субъектам осуществляющим деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области относятся: операторы, осуществляющие деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов (их по состоянию на дату принятия тарифных решений было 5) и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (на территории Амурской области действуют 5 региональных операторов – по одному в каждом кластере, определенном в схеме размещения отходов.

С учетом требований действующего законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рекомендуем  подконтрольным субъектам следующее:

- соблюдать установленные законодательством сроки обращения с заявлением об установлении тарифов на очередной период регулирования – такой срок определен до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования;

- представлять документы на регулирование тарифов в полном объеме – перечень документов, которые должна представлять регулируемая организация, определен пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

- своевременно и в полном объеме осуществлять раскрытие информации о своей деятельности и направлять соответствующие уведомления адрес управления государственного регулирования цен и тарифов области – сроки и перечень информации которую необходимо раскрыть определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»;

- применять при расчетах с потребителями цены, не превышающие установленные предельные тарифы на услуги регулируемых организаций в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- применять при расчетах с населением, проживающим в благоустроенных многоквартирных и благоустроенных индивидуальных жилых домах, льготные тарифы в сфере обращения с ТКО;

- не допускать фактов предоставления в адрес управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области заведомо недостоверных документов и информации;

- проводить конкурсы на приобретение ТМЦ, работ и услуг производственного характера, в том числе на транспортировку ТКО. При проведении конкурсных процедур на транспортировку ТКО необходимо руководствоваться «Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133.

- на основании  пункта 5 статьи 24.8 Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и накопления» вести бухгалтерский учет и раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

 

Обзор новых требований нормативных актов

      I. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 внесены изменения в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми в расходы регоператоров должны включаться расходы  на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

      Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

      Расходы на уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов не могут превышать сметную стоимость погрузочных работ, определенную с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, умноженную на 1 процент общего объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, в отношении которых осуществляются погрузочные работы. В случае отсутствия соответствующих сметных нормативов допускается использовать данные о стоимости работ, аналогичных по назначению.

      Расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, определяются в размере, не превышающем 2 процентов необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

II. Постановлением Правительства РФ от 13.04.2019 № 446 внесены следующие изменения в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

1)Определено, что регулированию подлежат, в том числе тарифы  на захоронение на  объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, сформированные по озвученным правилам, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) Пункт 21 Основ ценообразования (основания по которым могут быть пересмотрены  долгосрочные параметры при установлении долгосрочных тарифов) и соответственно пункт 4 Правил регулирования дополнены основанием, по которым долгосрочные параметры и тарифы могут быть пересмотрены :

исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.".

3) Пункт 90 Основ ценообразования дополнен абзацем  следующего содержания:

"В расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.".

Разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований

В адрес управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области поступают обращения  от региональных операторов, потребителей, органов местного самоуправления по вопросам установления тарифов на услугу ТКО, как по процедуре его установления и изменения, так и по обоснованности включения тех или иных расходов в утвержденные тарифы.

Рассмотрим наиболее часто задаваемые из них.

1.На какой срок устанавливаются тарифы и могут ли они пересматриваться в течение установленного срока их действия?

В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. Действие этого пункта не распространяется:

а) на решения органов регулирования, принятые в связи с вступившим в законную силу решением суда, предусматривающим необходимость пересмотра утвержденных тарифов;

б) на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

в) на решения органов регулирования об установлении тарифов для индивидуальных предпринимателей и организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

г) на решения органов регулирования об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

д) на решения органов регулирования об установлении тарифов для регулируемых организаций, которые в течение текущего периода регулирования  получили права владения и (или) пользования объектами, используемыми для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, на основании концессионного соглашения, договора аренды или соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;

е) на решения органов регулирования об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае присвоения организации статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

ж) на решения органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;

з) на решения органов регулирования, принятые в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";

и) на решения органов регулирования тарифов по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

2. Как и на основании каких документов формируются тарифы в сфере обращения с ТКО?

Тарифы устанавливаются по результатам рассмотрения специалистами управления представленных регулируемыми организациями материалов и подготовки экспертного заключения. Решение принимается коллегиальным органом – Правлением, открытым голосованием. Принятое решение оформляется протоколом заседания Правления, в котором прописываются все требования к протоколу, указанные в Правилах регулирования. По результатам заседания издается приказ об установлении тарифов.

Все протоколы, приказы об установлении тарифов размещаются на официальном сайте управления. Приказы в обязательном порядке размещаются в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов (на сегодняшний день – это официальный интернет-портал правовой информации Государственной системы правовой информации   http://pravo.gov.ru/ ).

3.Подлежат ли включению в тарифы региональных операторов расходы на приобретение контейнеров?

Да, подлежат. Данная норма введена постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

      В тарифы региональных операторов, действующих в настоящее время на территории Амурской области, расходы на приобретение контейнеров не включены, так как изменения в Основы ценообразования внесены после принятия решения об установлении тарифов.

4. Включена ли инвестиционная составляющая в установленные тарифы операторов и региональных операторов?

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования  расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций подлежат включению в нормативную прибыль, следовательно, включаются в тарифы.

При этом, из разъяснений ФАС России (информационное письмо от 27.07.2018 № ВК/58887э/18 «О направлении информации по вопросу особенностей регулирования предельных единых тарифов региональных операторов по обращению с ТКО» следует, что учитывая особенности формирования единого тарифа, предусмотренные методическими указаниями, учет дополнительных средств в необходимой валовой выручке регионального оператора на реализацию инвестиционной программы в целях расчета единого тарифа не предусмотрен нормами действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ и Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 16.05.2016 № 424, инвестиционная программа разрабатывается операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО и осуществляющим строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов, используемых для обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:

- мероприятия инвестиционной программы в части обработки ТКО;

- мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания ТКО;

- мероприятия инвестиционной программы в части захоронения ТКО.

Кроме того, в вышеназванном информационном письме ФАС России разъясняет, что положениями действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами включение в инвестиционную программу мероприятий по созданию перегрузочных станций, а также приобретению основных средств (в том числе транспортных средств), не предусмотрено.

В случае приобретения регулируемой организацией основных средств экономически целесообразных для осуществления регулируемой деятельности, источником компенсации расходов на их приобретение является амортизация, исчисляемая в течение срока полезного использования основных средств, и учитываемая в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Так как ни одна из регулируемых организаций  не представила в управление утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу,  расходы на инвестиции в действующие в настоящее время тарифы не включены.

5. В каких случаях при расчете платы за ТКО применяются льготные тарифы на услугу региональных операторов по обращению с ТКО?

В Амурской области принят закон от 01.01.2019 № 334-ОЗ «О льготных тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии со статьей 3 указанного закона основанием для предоставления населению области льгот в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготных тарифов.

Приказом управления от 05.04.2019 № 42-пр/у «Об установлении льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год» установлены льготные тарифы по каждому региональному оператору для населения, имеющего право на льготы.

Право на льготные тарифы в соответствии со статьей 2 закона имеет население области, проживающее в благоустроенных многоквартирных жилых домах и  благоустроенных индивидуальных жилых домах.

 

 

 

 

 

Наверх