Доклад на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики антимонопольного законодательства»
08 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

По итогом деятельности Амурского УФАС Росси в 2018 году, следует отметить, что по признакам нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006            № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») заявлений, поступивших от различных хозяйствующих субъектов и физических лиц, рассмотрено на 27 % меньше по сравнению с 2017 годом (2018 год – 161, 2017 год – 223), что продолжает тенденцию, вызванную изменениями, внесенными в Закон «О защите конкуренции» и вступившими в силу с 01.01.2016, которыми, в частности, исключено рассмотрение антимонопольными органами заявлений физических лиц на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, не связанных с ограничением конкуренции, повлияли на статистику данного показателя управления.

По итогам рассмотрения поступавших в Амурское УФАС России заявлений, а также по материалам проверок, проведенных управлением, аналогично наблюдается и снижение количества рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства - на 14 % меньше по сравнению с прошлым годом (2018 год – 23, 2017 год – 27, при этом в 2017 году снижение по отношению к 2016 году произошло на 32 %).

Сокращение количества рассматриваемых обращений и при этом снижение темпа сокращения количества рассматриваемых дел о нарушении антимонопольного законодательства на их фоне говорит о том, что в целом управлением повышается эффективность выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 Наибольшее количество дел рассмотрено, как и в предыдущие периоды, по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением – статья 10 Закона «О защите конкуренции» (4 дела в отношении субъектов естественных монополий), по фактам нарушения запретов на действия (акты) органов власти, приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – статья 15 Закона «О защите конкуренции» (15 дел в отношении органов местного самоуправления).

Влияние на количество возбуждаемых дел оказывает и расширение применения с 2016 года института предупреждений. В 2018 году по статье 10 Закона «О защите конкуренции» выдано 1 предупреждение в отношении субъекта естественных монополий, выполнено, 3 по фактам недобросовестной конкуренции - статья 14.8 Закона «О защите конкуренции», из которых одно отменено арбитражным судом, а выполнено 3, включая 1 предупреждение, выданное в предыдущем периоде, по статье 15 Закона «О защите конкуренции» выдано 38 предупреждений, выполнено 22, включая переходящие с предыдущего периода, выполнение 20 предупреждений перешло в следующий период, вышеуказанные 15 дел по статье 15 Закона «о защите конкуренции» рассмотрены в связи с невыполнением предупреждений, в том числе 7 предупреждений, выданных в 2018 году.

Всего в течение 2018 года на основании принятых Амурским УФАС России решений о нарушении антимонопольного законодательства Амурским УФАС России вынесено 35 постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях (в 2017 – 43), нарушителям необходимо было оплатить по данным постановлениям в федеральный бюджет штрафы на сумму более 3 миллионов рублей, поступило в 2018 году более 2,1 миллионов рублей (в 2017 году 2,5 миллиона рублей). Не взысканные штрафы передаются для взыскания в принудительном порядке в службу судебных приставов-исполнителей.

В разрезе товарных рынков наибольшее количество возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов дел о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, установленных управлением нарушений пришлось на товарные рынки в сфере транспорта (деятельность речных портов, железнодорожные перевозки), страховых услуг (нарушение при заключении договоров ОСАГО для государственных и муниципальных нужд), жилищно-коммунального хозяйства (передача в пользование коммунальных объектов в пользованием с нарушением установленных законодательством процедур, бездействие по отбору управляющих организаций органами местного самоуправления).

В качестве примеров выявляемых в 2018 году нарушений антимонопольного законодательства можно привести ряд дел и предупреждений.

Так в Амурское УФАС России поступило коллективное обращение организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на международной линии Благовещенск – о. Большой Хэйхэ (КНР) – Благовещенск, на действия ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» по вопросу нарушения их интересов при составлении графика очередности движения пассажирских судов.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» владеет на праве собственности причальными сооружениями, административными зданиями пункта пропуска речного порта г. Благовещенска, является оператором указанного порта.

Кроме того, ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» имеет лицензию на осуществление пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту Благовещенск –                          о. Большой Хэйхэ (КНР) – Благовещенск.

ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» ежемесячно в рамках летней навигации утверждается график движения пассажирских теплоходов на линии Благовещенск – Хэйхэ, которым определяется очередность и количество рейсов, осуществляемых перевозчиками.

Указанными графиками руководствуются все перевозчики.

Перед началом летней навигации заявители обратились в ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» с заявлениями о включении их в графики движения пассажирских теплоходов на линии Благовещенск – Хэйхэ.

Анализ представленных в Амурское УФАС России документов и сведений показал, что при утверждении графиков движения пассажирских теплоходов ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» устанавливает количество рейсов, осуществляемых собственными силами, значительно превышающее (в 1,5 – 3 раза) количество рейсов, осуществляемых иными перевозчиками.

Обоснования предоставления преимущества собственным судам ЗАО «Пассажирский порт Амурассо» не представило.

ЗАО «Пассажирский порт Амурассо», осуществляющее деятельность по предоставлению судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта, обслуживанию пассажиров в речном порту, является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Действия ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» по утверждению графиков движения пассажирских теплоходов на международной линии Благовещенск – Хэйхэ создали для иных перевозчиков внутренним водным транспортом худшие (дискриминационные) по сравнению с ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» условия доступа на рынок пассажирских перевозок по международному маршруту Благовещенск – Хэйхэ.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях общества признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Амурским УФАС России обществу выдано предупреждение о необходимости прекращения вышеуказанных действий путем внесения изменений в графики движения пассажирских теплоходов на линии Благовещенск – Хэйхэ, предусматривающих равный доступ (в том числе, в части количества рейсов) перевозчиков на рынок пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на линии Благовещенск – Хэйхэ.

Предупреждение ЗАО «Пассажирский порт Амурассо» выполнено.

Кроме того, в разрезе статьи 10 Закона «О защите конкуренции» можно привести следующий пример.

В Амурское УФАС России поступило заявление гражданина на действия АО «Амурские коммунальные системы» по вопросу необоснованного завышения стоимости установки общедомовых приборов учета холодного водоснабжения.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что АО «Амурские коммунальные системы», осуществляющим на территории г. Благовещенска деятельность по водоснабжению, водоотведению, произведена установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 80, с отнесением расходов на собственников помещений.

Указанные действия произведены в связи с неисполнением собственниками обязанностей по установке общедомовых приборов учета, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона «Об энергосбережении».

Согласно акта о допуске узлов учета в эксплуатацию, в состав узла учета, помимо прочего, включен адаптер сотовой связи, предназначенный для передачи накопленных и текущих данных, а также сообщений о нештатных ситуациях от приборов учета в диспетчерскую систему.

Стоимость адаптера включена в общую стоимость установки узла учета, предъявленную собственникам помещений.

Аналогичные мероприятия произведены АО «Амурские коммунальные системы» в отношении 270 многоквартирных домов г. Благовещенска.

При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность подключения приборов учета к системе дистанционной передачи данных.

Указанные мероприятия могут быть произведены при наличии финансовых возможностей. Расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей, и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Собственниками помещений в многоквартирных домах решений по вышеуказанному вопросу не принимали.

Таким образом, расходы по подключению общедомовых приборов учета холодного водоснабжения к автоматизированной системе передачи показаний приборов учета необоснованно возложены АО «Амурские коммунальные системы» на потребителей.

В связи с выявлением в действиях АО «Амурские коммунальные системы» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» Амурским УФАС России выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Указанное предупреждение АО «Амурские коммунальные системы» обжаловано. Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2016 по делу № А04-9939/2016, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2017, в удовлетворении требований АО «Амурские коммунальные системы» отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2017 № 303-КГ17-15203 АО «Амурские коммунальные системы» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

В связи с невыполнением предупреждения Амурским УФАС России в отношении АО «Амурские коммунальные системы» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Амурского УФАС России от 30.07.2018 действия АО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в возложении на собственников помещений многоквартирных домов г. Благовещенска расходов на подключение общедомовых приборов учета воды к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и дистанционной передачи показаний приборов учета, признаны нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выдано предписание об устранении нарушения путем исключения вышеуказанных расходов из стоимости установки узлов учета.

АО «Амурские коммунальные системы» и Главный управляющий директор АО «Амурские коммунальные системы» по факту нарушения антимонопольного законодательства привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 614 000 рублей и 20 000 рублей, соответственно.

В разрезе нарушений по фактам недобросовестной конкуренции можно привести следующий пример.

Амурским УФАС России рассмотрено заявление индивидуального предпринимателя на действия муниципального бюджетного учреждения «Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск» (далее – МБУ «Ритуальные услуги», Учреждение), выраженные по мнению заявителя в незаконной предварительной копке могил.

МБУ «Ритуальные услуги» осуществляет оказание гарантированного перечня услуг по погребению. Помимо оказания гарантированного перечня услуг по погребению, Учреждение осуществляет деятельность, приносящую ему доход, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Заявитель и МБУ «Ритуальные услуги» - конкуренты на рынке по организации похорон и представлению связанных с ними услуг в г. Белогорске.

Как следовало из заявления, представленных заявителем фотографий, видеозаписей, письменных пояснений МБУ «Ритуальные услуги», представленных по запросу Амурского УФАС России, Учреждением осуществлялась заготовка могил в летний период для осуществления захоронений в зимний период.

Исходя из пояснений МБУ «Ритуальные услуги», заготовка могил в летний период для захоронений в зимний период обусловлена тем, что в исключительных случаях захоронение должно производиться в более ранние сроки, чем по истечении 24 часов после смерти (чрезвычайные ситуации, требования органов санитарно-эпидемиологического надзора, особенности конфессий); для захоронений в зимний период 2017-2018 годов в летний период 2017 года было заготовлено 111 могил.

Однако возможность создания в рамках общественных кладбищ секторов для резервной копки могил хозяйствующими субъектами и предоставления участков для захоронения хозяйствующими субъектами при отсутствии умерших действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В частности, Законом «О погребении» не предусмотрена возможность предоставления участков земли на общественных кладбищах хозяйствующим субъектам для захоронения лиц, которые умрут в будущем и создания для захоронения данных лиц резервных могил.

Следовательно, предварительная копка МБУ «Ритуальные услуги» могил в теплое время года с целью дальнейшей реализации в зимний период создала указанному хозяйствующему субъекту преимущественное положение на рынке похоронных услуг, позволив при наименьших затратах на копку могил получать необоснованную выручку, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, несущими повышенные траты на копку могил в зимнее время года.

Кроме того, действия МБУ «Ритуальные услуги» по подготовке резервных могил создали препятствия для дальнейшего использования земельных участков кладбища другими хозяйствующими субъектами-конкурентами.

В связи с этим, управлением МБУ «Ритуальные услуги» выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции» путем принятия необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение осуществления резервной копки могил. МБУ «Ритуальные услуги» предупреждение выполнено.

В предыдущие периоды аналогичная ситуация рассматривалась и по городу Благовещенску.

В разрезе нарушений по статье 15 Закона «О защите конкуренции» можно привести пример рассмотрения Амурским УФАС России заявлений ООО «Сергеевское», ООО «МаркТепло», ООО «ЖКХ АМУР СЕРВИС» по вопросу правомерности отказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от подписания концессионных соглашений в отношении муниципальных объектов тепло-, водоснабжения, заключаемых по результатам проведенных конкурсных процедур администрациями Марковского, Сергеевского, Новотроицкого, Михайловского, Грибского, Усть-Ивановского сельсоветов Благовещенского района.

В ходе рассмотрения вышеуказанных обращений Амурским УФАС России установлено, что администрациями вышеуказанных муниципальных образований в установленном порядке проведены открытые конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 21.07.2005        № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество.

Полномочиями по подписанию концессионного соглашения от имени Амурской области наделено министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

Нормативными правовыми актами Амурской области определено, что согласованию с министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области подлежат как проект концессионного соглашения, так и концессионное соглашение, заключаемое по результатам проведенных конкурсных процедур.

Как установлено Амурским УФАС России, перед проведением конкурсов администрациями муниципальных образований были согласованы с министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области проекты концессионных соглашений. Также ими были согласованы долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера с региональным органом по регулированию тарифов.

Однако министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области отказано в подписании концессионных соглашений, заключаемых администрациями муниципальных образований с концессионерами, в связи с истечением срока действия долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Вместе с тем, действующим законодательством не ограничен срок действия долгосрочных параметров регулирования, если они ранее согласованы (установлены) регулирующим органом.

Таким образом, отказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от подписания концессионных соглашений являлся необоснованным, препятствовал хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность на рынке теплоснабжения, водоснабжения по результатам проведенных открытых конкурсов и содержал признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного Амурским УФАС России выдано предупреждение министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о прекращении вышеуказанных действий (бездействия) путем повторного рассмотрения представленных концессионных соглашений.

Предупреждение выполнено, концессионные соглашения министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области подписаны.

В сфере работы по противодействую картелям, следует отметить успешную защиту управлением в арбитражном суде в трех инстанциях решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятому в 2017 году по статье 11 Закона «О защите конкуренции» в отношении хозяйствующих субъектов, заключивших соглашение по поддержанию цен на торгах по ремонту автомобильных дорог в области. Нарушители в 2018 году привлечены к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ на общую сумму 1 186 000 рублей с учетом судебного обжалования постановлений.

Вместе с тем управлением рассмотрено аналогичное нарушение и в той же сфере деятельности, допущенное иными хозяйствующими субъектами. Административные дела по статье 14.32 КоАП РФ в отношении нарушителей возбуждены уже в 2019 году.

В разрезе специализации по теме «Антимонопольный контроль за соблюдением положений статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества», следует отметить, что в 2018 году Амурское УФАС России обращало внимание, в том числе в рамках публичных обсуждений, на различие в толковании и правоприменении ФАС России и Верховным Судом Российской Федерации части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в части возможности применения данной нормы к договорам, заключенным ранее вступления статьи 17.1 в силу, в частности к договорам, заключенным без проведения процедуры торгов.

ФАС России разработан законопроект, фактически устраняющий возникшие противоречия в толковании указанной нормы.

В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 572-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», вступившего в силу с 08.01.2019, часть 9 статьи 17.1 указывает, что по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении указанных в части 9 условий.

При этом согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 572-ФЗ действие положений части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» распространяется также на случаи заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 02.07.2008.

Наверх