Информация о правоприменительной практике Амурского УФАС России в сфере рекламы
06 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

За 9 месяцев 2018 года в Амурское УФАС России поступило на рассмотрение 66 заявлений по рекламе, содержащей признаки нарушения Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В результате рассмотрения поступивших заявлений были установлены нарушения, комиссией рассмотрено 13 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения дел выданы предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

С начала года Амурским УФАС России, за нарушение законодательства о рекламе, возбуждено 9 дел об административных правонарушениях. Вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму 452 тысячи рублей и выдано 5 предупреждений.

В 2018 году 27,3% от поступивших в Амурское УФАС России заявлений по рекламе занимают обращения по вопросу получения СМС – сообщений без получения согласия абонента.

На втором месте (15%) заявления касающиеся рекламы распространенной микрокредитными организациями и ломбардами. Как показывает практика, данные организации в своей рекламе показывают только выгодные условия получения займа или кредита, умалчивая обо всех условиях, влияющих на полную стоимость кредита (займа). Информация о полной стоимости кредита является существенной и ее отсутствие вводит потребителей рекламы в заблуждение. Также следует отметить, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется)) отчество). Не все рекламодатели указывают данную информацию, тем самым нарушают часть 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Также чаще стали встречаться жалобы на нарушение части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», это использование в рекламе непристойных образов. Амурским УФАС России в 2018 году рассмотрено 3 дела по признакам нарушения указанной статьи. К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Амурским УФАС России рассмотрены дела по факту размещения рекламной информации, содержащей непристойные образы на новостных порталах области Порт Амур и АСН24. В первом случае это была рекламная статья о продаже леденцов в виде фаллоса, во втором случае рекламная статья с подробным описанием ассортимента секс-шопов, с указанием адресов указанных магазинов. Данные рекламные статьи признаны ненадлежащими. Средствам массовым информации, которые распространили указанную рекламу, выданы предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации.

Также Амурским УФАС России по предписанию прекращено распространение неэтичной рекламы тату-салона. Рекламная конструкция в виде камня, на котором имелась надпись: «в татусалон КАМЕНЬ зайдешь татуировку найдешь … kamentattoo», с лежащими вокруг предметами, похожими на человеческие черепа, которая была размещена на земельном участке возле проезжей части.

Оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей нашего региона, производилась путем опроса, методом анкетирования, а также на заседаниях Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Амурском УФАС России. По итогам опроса и мнения экспертов вышеуказанные рекламные материалы признаны нарушающими часть 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

Наверх