Информация для подготовки доклада Амурского УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики по вопросу «Актуальные вопросы правоприменительной практики антимонопольного законодательства»
25 марта 2021, 17:00
Тип документа:
Доклады

По итогом деятельности Амурского УФАС Росси в 2020 году, следует отметить, что по признакам нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006            № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») заявлений, поступивших от различных хозяйствующих субъектов и физических лиц, рассмотрено на 22 % больше по сравнению с 2019 годом (2019 год – 208, 2020 год – 254), значительную долю составили заявления по предполагаемым заявителями фактам злоупотребления доминирующим положением (160 заявлений против 106 заявлений в 2019 году).

Прирост в большей мере обеспечен за счет заявлений, связанных с вопросами ценообразования на продукты питания и лекарственные средства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

По итогам рассмотрения поступавших в Амурское УФАС России заявлений в 2020 году наблюдалось незначительное снижение количества рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства - на 23 % меньше по сравнению с прошлым годом (2020 год – 23, 2019 год – 26).

Наибольшее количество дел рассмотрено, как и в предыдущие периоды, по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением – статья 10 Закона «О защите конкуренции» (4 дела в отношении субъектов естественных монополий в 2020 году и 5 дел в 2019 году), по фактам нарушения запретов на действия (акты) органов власти, приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – статья 15 Закона «О защите конкуренции», а также по статьям 16, 17 и 17.1 Закона «О защите конкуренции» (в общей сумме 13 дел в 2020 году и 6 дел в 2019 году).

Всего Амурским УФАС России в 2020 году возбуждено 4 дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в 2019 – 8 дел), рассмотрено 4 дела, что на 1 дело меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом на рассмотрении находилось 8 дел с учетом переходящих в следующий отчетный период (в 2019 году – 9 дел), из которых по 4 делам рассмотрение приостановлено до вынесения арбитражным судом окончательного судебного акта, имеющего значение для рассмотрения дела (это делам по нарушениям на рынке ТКО).

По 3 из рассмотренных дел комиссией по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт нарушения (в 2019 году – по 5 делам), по 1 делу производство прекращено в связи с отсутствием нарушения. 

По 2 делам выданы предписания об устранении нарушения (в 2019 году по 4 делам).

Из указанных дел 3 дела связаны с нарушениями в регулируемых сферах деятельности субъектами естественных монополий (в сферах теплоснабжения и водоотведения). Кроме того, 1 дело рассмотрено в отношении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в г. Благовещенске на рынке услуг по предоставлению мест на опорах контактной сети и наружного освещения для размещения волоконно-оптического кабеля связи, нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест на опорах контактной сети и наружного освещения для размещения волоконно-оптического кабеля связи.

 

Так, в Амурское УФАС России поступило заявление ПАО «Мегафон» на действия муниципального предприятия (далее - МП) по вопросу установления монопольно высокой стоимости услуг по предоставлению мест на опорах для размещения сетей электросвязи или их отдельных элементов.

По результатам рассмотрения указанного заявления возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено, что между МП (Исполнитель) и ПАО «Мегафон» (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению мест на опорах, в соответствии с которым Исполнитель оказывает Заказчику услуги по предоставлению мест на опорах контактной сети и сети наружного освещения для крепления волоконно-оптического кабеля, а Заказчик обязуется оплачивать указанные услуги в размере, порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Аналогичные договоры заключены МП и с иными операторами связи.

Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений г. Благовещенска утвержден решением Благовещенской городской Думы от 20.07.2006 № 17/102 (далее – Порядок).

Согласно разделу 2 Порядка функции регулирующего органа по установлению тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города Благовещенска.

Установление тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений осуществляется путем установления фиксированных или предельных тарифов (пункт 3.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 6.2 Порядка, при установлении предельных тарифов предприятия и учреждения имеют право самостоятельно за счет собственной прибыли вводить дифференцированные тарифы в целях достижения экономического баланса потребителей и производителей услуг (работ), но при условии соблюдения принципа компенсации экономически обоснованных затрат на производство и реализацию услуг (работ).

Постановлением администрации г. Благовещенска от 02.12.2015 № 4314 установлены предельные тарифы на услуги, работы, предоставляемые, выполняемые МП.

Постановлением администрации г. Благовещенска от 17.01.2019 № 110 внесены изменения в постановление от 02.12.2015 № 4314, согласно которым предельные тарифы на услуги (работы) МП изложены в новой редакции, в частности, предельная стоимость услуг по предоставлению мест на опорах контактной сети и сети наружного освещения для крепления волоконно-оптического кабеля и линий электроснабжения (раздел «Прочие услуги») с 01.01.2019 установлена в размере 582,29 рублей за 1 место в месяц (без НДС).

В соответствии с приказом МП с 01.01.2019 надлежит применять предельные тарифы, установленные постановлением администрации г. Благовещенска от 17.01.2019 № 110, на услуги, входящие в разделы «Благоустройство», «Прочие услуги».

Письмом от 16.01.2019 МП уведомило ПАО «Мегафон» о том, что постановлением администрации г. Благовещенска от 17.01.2019 № 110 увеличена стоимость услуг по предоставлению мест на опорах до 582,29 рублей за 1 опору в месяц и о соответствующем изменении цены договора.

Аналогичные уведомления направлены МП в адрес иных пользователей услуг по размещению линий связи и линий электропередач на опорах предприятия.

Постановлением администрации г. Благовещенска от 14.11.2019 № 3929 внесены изменения в постановление от 02.12.2015 № 4314, согласно которым предельные тарифы на услуги (работы) МП изложены в новой редакции, в частности, предельная стоимость услуг по предоставлению мест на опорах контактной сети и сети наружного освещения для крепления волоконно-оптического кабеля и линий электроснабжения (раздел «Прочие услуги») с 01.01.2020 установлена в размере 599,76 рублей за 1 место в месяц (без НДС).

Письмами от 20.11.2019 МП уведомило ПАО «Мегафон» и иных контрагентов о том, что стоимость услуг по предоставлению мест на опорах с 01.01.2020 составит 599,76 рублей за 1 опору в месяц и о соответствующем изменении цены договора.

В рамках рассмотрения дела Амурским УФАС России сопоставимые товарные рынки не установлены.

Из содержания части 1 статьи 6 «О защите конкуренции» следует, что при отсутствии сведений о сопоставимых конкурентных рынках для определения факта установления монопольно высокой цены товара применяется затратный метод.

Исследовав с учетом частей 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (пунктов 6, 30, 38) порядок формирования тарифа, Амурское УФАС России пришло к выводу, что в состав тарифа на использование сопряженных объектов инфраструктуры связи включаются только те расходы, которые непосредственно связаны с обеспечением возможности размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры. В состав такого тарифа не включаются расходы владельца инфраструктуры, связанные с основным видом деятельности, в том числе, расходы на эксплуатацию опор линий электропередач, освещения, контактной сети и т.п.

Предметом договоров, заключенных МП с операторами связи, является предоставление мест на опорах контактной сети и сети наружного освещения для крепления волоконно-оптического кабеля. По указанному договору к обязанностям Исполнителя не относится крепление кабеля связи, осмотр и контроль состояния кабеля и мест его крепления, содержание мест крепления.

Исходя из условий вышеуказанных договоров, пояснений лиц, участвующих в деле, мероприятия по ремонту и техническому обслуживанию кабелей связи и мест их крепления выполняются операторами связи самостоятельно.

Согласно представленной МП калькуляции стоимости услуг по предоставлению места на опорах для размещения ВОЛС, в указанную стоимость включены расходы предприятия на оплату труда электромонтеров по ремонту и эксплуатации распределительных сетей, работу автовышки и автомобиля категории В.

При этом, МП не учтено, что на одной опоре линии контактной сети и линии наружного освещения предприятием предоставляется несколько мест для размещения линий связи нескольких операторов.

Каждая опора наружного освещения в среднем используется для предоставления 2,5 мест для размещения кабелей связи, каждая опора контактной сети – для предоставления 3 мест для размещения кабелей связи.

Учитывая изложенное, а также то, что все места крепления на одной опоре могут быть осмотрены предприятием одновременно, расчет тарифа, по мнению управления, должен производиться исходя из количества мест на опорах, предоставленных для размещения кабелей связи. Расчет тарифа за предоставление места на опоре в размере, равном затратам предприятия на содержание опоры в целом, приводит к необоснованному получению МП доходов, в 2,5-3 раза превышающих затраты предприятия на содержание данных объектов инфраструктуры.

Кроме того, при расчете рассматриваемого тарифа необходимо учитывать, что опоры линии наружного освещения используются МП для осуществления основной деятельности, в рамках которой предприятием, в том числе, осуществляется осмотр и ремонт опор линии наружного освещения.

Таким образом, расходы на проведение мероприятий по осмотру опор линии наружного освещения не подлежат включению в состав тарифа на услуги по размещению линий связи, поскольку они непосредственно не связаны с обеспечением возможности размещения сетей связи.

Обоснование и подтверждение дополнительных трудозатрат, понесенных МП в связи с размещением на опорах линии наружного освещения кабелей связи ответчиком не представлено.

МП применялись экономически необоснованные тарифы на указанные услуги, размер которых превышал сумму затрат, связанных с оказанием данных услуг и необходимой прибыли.

Положения Порядка позволяют предприятию применять экономически обоснованные тарифы в размере ниже предельного по согласованию с администрацией г. Благовещенска.

Вместе с тем, экономически обоснованные тарифы предприятием не устанавливались, за согласованием таких тарифов в администрацию г. Благовещенска МП не обращалось.

Кроме того, как следует из материалов дела, расчет тарифа на услуги по предоставлению мест на опорах для размещения кабелей связи был изначально произведен МП с нарушением норм антимонопольного законодательства, а в последующем направлен в администрацию г. Благовещенска для утверждения.

Таким образом, решением Комиссии Амурского УФАС России от 03.07.2020 действия МП, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест на опорах контактной сети и наружного освещения для размещения волоконно-оптического кабеля связи, были признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

МП выдано предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованной стоимости услуг по предоставлению мест на опорах контактной сети и наружного освещения для размещения кабеля связи, соответствующей сумме необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Решение и предписание обжалованы МП в арбитражном суде, по результатам рассмотрения дела судами трех инстанций оставлены в силе.

 

В разрезе контроля за заключением антиконкурентных соглашений действий и(или) осуществления согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции, следует отметить, что Амурским УФАС России в 2020 году рассмотрено 8 заявлений по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции» (в 2019 году - 6 заявлений), признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлялись.

 

В разрезе осуществления функций по предупреждению и пресечению фактов недобросовестной конкуренции следует отметить, что в 2020 году Амурским УФАС России, как и в предыдущем отчетном периоде, рассмотрено 1 дело по признакам нарушения статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения).

Предупреждения не выдавались (в 2019 году выдано 2 предупреждения п статье 14.1 Закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция путем дискредитации), а также 1 по статье 14.2 (недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение)). При этом в отчетном периоде выполнено 1 предупреждение, выданное в предыдущем отчетном периоде по статье 14.1 Закона «О защите конкуренции» и срок выполнения которого был установлен в 2020 году.

В качестве примера можно привести следующее дело.

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «РН-Востокнефтепродукт» (далее – ООО «РН-ВНП») на действия индивидуального предпринимателя (далее – ИП) по использованию при оформлении принадлежащих ему автозаправочных станций (далее - АЗС) обозначений, цветовой гаммы, сходных до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «Роснефть» в нарушение статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения заявления в отношении ИП возбуждено дело № 028/01/14.6-466/2020 по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО «РН-ВНП» и ИП следует считать хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющим деятельность на одном и том же товарном рынке по торговле розничной моторным топливом (бензинами, дизельным топливом) в специализированных магазинах в географических границах Амурской области.

Как указал заявитель в своем заявлении, на основании лицензионного договора о предоставлении права использования товарных знаков ООО «РН-ВНП» владеет правами на использование товарных знаков, принадлежащих ПАО «НК «Роснефть», регистрация которых подтверждается регистрационными свидетельствами.

Длительный период их использования с момента регистрации может свидетельствовать об известности данных товарных знаков, что также подтверждается и введением произвольного поискового запроса в сети Интернет «товарный знак «Роснефть» и полученными ссылками на страницы сайтов, содержащих описание товарных знаков Роснефть, указание на подтверждение общеизвестности товарного знака «Роснефть» Роспатентом (2016 год).

Приказом ПАО «НК Роснефть» от 19.08.2011 № 440 утверждены и введены в действие методические указания компании «Применение фирменного стиля ОАО «НК «Роснефть» при оформлении производственных объектов в дочерних обществах ОАО «НК «Роснефть» блока Upstream и производственного сервисного блока» № П3–01.04 М–0006, содержащие описание и порядок применения фирменного знака (товарного знака), логотипа, фирменной цветовой символики, принципы оформления объектов, информационно-коммуникативных указателей.

Заявителем подтверждено прилагаемыми к заявлению фотоснимками АЗС ИП, а ИП К не оспорено размещение на указанных АЗС указателей, содержащих сходные до степени смешения с товарными знаками ПАО «НК «Роснефть» обозначениями – «Роснефть», изображение в форме абстрактной геометрической фигуры, состоящей из вытянутых по вертикали четырехугольников одинаковой ширины, но разной высоты, верхние из которых выполнены в черном цвете, нижние - в золотистом, при этом левая и правая части этой фигуры симметричны относительно ее центральной оси, цветографическое оформление указателей.

Поскольку как указал ИП потребители предпочитают приобретение нефтепродуктов на «брендовых» АЗС, а в непосредственной близи АЗС ПАО «НК «Роснефть» / ООО «РН-ВНП» отсутствуют, Амурское УФАС России пришло к выводу, что размещение таких указателей с использованием товарных знаков ПАО «НК «Роснефть» и соответствующего цветографического оформления направлено на привлечение потребителей к приобретению нефтепродуктов на АЗС ИП, вследствие возможности возникновения у потребителей заблуждения о принадлежности АЗС к сети АЗС ПАО «НК «Роснефть», то есть направлено на получение ИП преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом достижение преимуществ в качестве цели, выраженное, к примеру, непосредственно в увеличении продаж и, как следствие, в увеличении выручки предпринимателя, само по себе не является квалифицирующим признаком недобросовестной конкуренции, для квалификации нарушения достаточно установление направленности действий на достижение указанной цели.

Указанные выше действия не отвечают принципам добропорядочности, разумности и справедливости, прямо противоречат указанным в заявлении ООО «РН-ВНП» нормам ГК РФ и могут повлечь для заявителя неблагоприятные последствия, в частности, как указывает заявитель, нанести вред его деловой репутации. Для квалификации нарушения в качестве недобросовестной конкуренции не требуются доказательства наступления таких последствий, так как учитывается и возможность их наступления.  

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемые действия ИП, выразившиеся в размещении на находящихся в пользовании ИП АЗС цветовой гаммы и обозначений на информационных указателях, сходных до степени смешения с товарными знаками ПАО «НК «Роснефть», без заключения с правообладателем соответствующего договора в целях использования их в своей деятельности при реализации моторного топлива (бензинов, дизельного топлива), являются нарушением пункта 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Амурского УФАС России от 07.12.2020 действия ИП признаны нарушающими указанную норму Закона «О защите конкуренции», предпринимателю выдано предписание об устранении нарушения по указателям, размещенным на одной из АЗС, поскольку на момент рассмотрения дела нарушения было частично устранено.

Предписание выполнено в установленный срок. В отношении предпринимателя возбуждено дело по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ по указанному факту нарушения антимонопольного законодательства, назначен штраф в размере 20 000 рублей.

 

По органам местного самоуправления, по-прежнему, большая часть рассматриваемых дел связана с передачей в пользование объектов коммунальной инфраструктуры в пользование с нарушением установленных законодательством процедур, а также с бездействием по отбору управляющих организаций в установленных жилищным законодательством случаях.

 

В 2020 году управлением выдано 19 предупреждений об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства, что на 20 % меньше по сравнению с 2019 годом (2019 год – 24), из них 5 - по фактам злоупотребления доминирующим положением и 14 органам местного самоуправления по фактам совершения действий (бездействия), приводящих к ограничению конкуренции. Выполнено в указанный период 12 предупреждений, срок выполнения части предупреждений определен в 2021 году.

 

Всего в течение 2020 года на основании принятых Амурским УФАС России решений о нарушении антимонопольного законодательства управлением вынесено 54 постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях (в 2019 – 38), нарушителям необходимо было оплатить по данным постановлениям в федеральный бюджет штрафы на сумму более 4,5 миллионов рублей, поступило в 2020 году более 3,7 миллионов рублей (в 2019 году 3,8 миллиона рублей).

Не взысканные штрафы передаются для взыскания в принудительном порядке в службу судебных приставов-исполнителей.

 

Организация и проведение проверок.

В 2020 году в условиях распространения коронавирусной инфекции и в целях снижения неблагоприятных последствий для бизнеса, связанных с введением ограничений в условиях распространения данной инфекции, плановые и внеплановые проверки деятельности хозяйствующих субъектов не проводились.

Вместе с тем Амурским УФАС России проводились проверки в отношении 12 органов местного самоуправления (в 2019 году - 9), по результатам проводимых выездных плановых проверок выявлены признаки 7 нарушений (в 2019 году 4 нарушений), дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались. Выявляемые нарушения идентичны для проверяемых органов власти и представляют собой такие нарушения как передача имущества в аренду без торгов, передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в аренду вместо заключения концессионного соглашения. Общий анализ проведения проверок может свидетельствовать о повышении качества деятельности проверяемых лиц с учетом соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Значительная часть выявленных в 2020 по результатам проверок признаков нарушений приходится на сферу управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Наверх