Обзор правоприменительной практики Амурского ФАС России (в сфере контроля закупок) за соблюдением законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами
02 августа 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Обзор правоприменительной практики Амурского ФАС России

(в сфере контроля закупок) за соблюдением законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами

 

С 1 января 2016 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно которым услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) относятся к коммунальной услуге.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) введено новое понятие «твердые коммунальные отходы», существенно изменен подход к регулированию отрасли обращения с отходами.

В частности, указанными изменениями предусмотрен перевод услуги по обращению с отходами в состав коммунальных услуг, а также внедрение института региональных операторов по обращению с ТКО.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – оператор по обращению с ТКО – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно части 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ и части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019.

Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

В целях реализации на территории Амурской области полномочий, установленных Законом № 89-ФЗ Законом Амурской области от 26.04.2016 № 679-03 от 26.04.2016 разграничены полномочия органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Для проведения конкурса по выбору регионального оператора в рамках полномочий министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области проведена подготовительная работа по созданию нормативной базы, в том числе разработан и утвержден постановлением Правительства Амурской области от 26.02.2018         № 91 Порядок заключения соглашения по обращению с ТКО с региональным оператором на территории Амурской области.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 15.12.2017 № 317 утверждена конкурсная документация по выбору регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе проект соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещены объявления о конкурсных процедурах отбора региональных операторов по обращению с ТКО на территории Амурской области (извещения от 31.03.2018 № 310318/26961012/01, от 24.05.2018 № 240518/26961012/01, от 13.07.2018 № 130718/26961012/01).

По результатам конкурсного отбора статусы регионального оператора по обращению с ТКО на территории Амурской области присвоены следующим организациям, действующим в определенных зонах:

 

Кластер № 1 – ООО «СПЕЦЭКОМАШ».

Дата выбора регионального оператора – 15 августа 2018 года.

В зону деятельности регионального оператора входят: г. Зея, г. Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район.

 

Кластер № 2 – ООО «ТрансЭкоСервис».

Дата выбора регионального оператора – 20 июня 2018 года.

В зону деятельности регионального оператора входят: г. Белогорск, Белогорский район, Ромненский район, Серышевский район, Октябрьский район.

 

Кластер № 3 – ООО «Жилищный эксплуатационный участок».

Дата выбора регионального оператора – 27 апреля 2018 года.

В зону деятельности регионального оператора входят: г. Райчихинск,                         пгт. Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский район.

 

Кластер № 4 – ООО «Полигон».

Дата выбора регионального оператора – 27 апреля 2018 года.

В зону деятельности регионального оператора входят: г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район.

Кластер № 5 – ООО «Спецавтохозяйство».

Дата выбора регионального оператора – 27 апреля 2018 года.

В зону деятельности регионального оператора входят: г.Свободный,                               г. Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район, ЗАТО Циолковский.

Статус регионального оператора присвоился указанным хозяйствующим субъектам сроком на 10 лет.

Переход на новую систему обращения с ТКО в Амурской области осуществлен 1 апреля 2019 года.

Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Управлением государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области для каждого регионального оператора установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с отходами для населения.

Жалобы на действия министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области при проведении конкурсов по выбору региональных операторов в Амурское УФАС России не поступали.

Вместе с тем, во втором квартале 2019 года Амурским УФАС России в рамках контроля за соблюдением законодательства при обращении с ТКО рассмотрена жалоба ООО «Контракт» на действия муниципального заказчика – администрации города Тынды при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по оборудованию контейнерных площадок для сбора ТКО.

Заявитель обжаловал положения документации об аукционе.

По результатам рассмотрения жалобы Амурским УФАС России установлено следующее.

Муниципальным заказчиком – администрацией города Тынды 11.06.2019 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» опубликовано извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по оборудованию контейнерных площадок для сбора ТКО.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 021 140,72 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 26.06.2019 до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки.

В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. В связи с чем, муниципальный контракт по итогам закупки не заключен.

Рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку закупки, Комиссия Амурского УФАС России пришла к следующим выводам.

Довод заявителя жалобы об установлении срока для обращения участников закупки за разъяснениями положений документации, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе, признан Комиссией обоснованным.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Извещением о проведении аукциона установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 21 июня 2019 года 09.00 часов, что с учетом даты окончания срока подачи заявок (26.06.2019) не соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Довод ООО «Контракт» о сокращении заказчиком срока на подачу заявок для участия в закупке является также несостоятельным и не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, действующей на момент размещения рассматриваемой закупки, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Поскольку извещение о проведении аукциона размещено в ЕИС 11.06.2019, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 021 140,72 рублей, что не превышает триста миллионов рублей (с учетом предмета закупки), предельно-допустимой датой окончания срока подачи заявок является 19.06.2019.

Таким образом, дата окончания срока подачи заявок, определенная заказчиком – 26.06.2019, не противоречит требованиям частей 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя жалобы об установлении заказчиком в документации об аукционе неправомерных требований к составу второй части заявки на участие в закупке признан Комиссией обоснованным.

Согласно пункту 1 части  5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Документацией об аукционе определено, что вторая часть заявки должна содержать фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица, индивидуального предпринимателя), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика.

Требования к сведениям, указываемым в составе второй части заявок на участие в аукционе, определенные заказчиком в пункте 14 Информационной карты (часть II Документации об аукционе) не соответствуют пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанная норма закона является императивной и, соответственно, обязательной для исполнения заказчиками при осуществлении закупок и формировании документации об аукционе.

Довод заявителя жалобы о нарушении заказчиком норм законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки ввиду отсутствия минимальных и максимальных значений показателей используемого при исполнении контракта товара в локальных сметах признан Комиссией необоснованным, так как указанные сметы использованы заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Вместе с тем, описание объекта закупки содержится в части V Документации об аукционе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, со ссылками на СП, СНиП, СанПиН, ГОСТ и ТУ, действующие на момент проведения работ на территории Российской Федерации.

Довод ООО «Контракт» о нарушении заказчиком при формировании документации об аукционе требований пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе также признан необоснованным.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта включается обязательное положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Данное положение учтено заказчиком при формировании документации по рассматриваемой закупке в пункте 2.1 проекта контракта.

Несостоятельным признан также довод заявителя жалобы о незаконном установлении заказчиком начала течения срока для оплаты по контракту.

Так, согласно пункту 2.8 проекта контракта определено, что оплата за выполненные работы по настоящему Контракту производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком и Подрядчиком Акта выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), или иных Актов выполненных работ, предусмотренных настоящим Контрактом, а также предоставления Заказчику надлежащим образом оформленного счета, счета-фактуры и иной необходимой документации в соответствии с требованиями Российского законодательства.

Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Положения документации и проекта контракта не противоречат названной норме закона.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что довод ООО «Контракт» о неверном установлении заказчиком положений о применении антидемпинговых мер является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

В нарушение указанной нормы закона пункт 9.7 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе предусматривает только обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.

 

Довод заявителя жалобы о неправомерном установлении заказчиком в проекте контракта возможности продления срока его действия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы признан Комиссией Амурского УФАС России необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 10.1 проекта контракта стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которые возникли после заключения Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

При этом, условие исполнения контракта, указанное в пункте 10.2 проекта контракта, в соответствии с которым срок исполнения обязательств по настоящему контракту увеличивается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего контракта в срок, не противоречит требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения срока исполнения контракта.

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что выявленные в ходе рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки закупки нарушения законодательства о контрактной системе образуют в действиях заказчика состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, поскольку данные нарушения не повлекли иных результатов закупки, а также учитывая, что рассматриваемая закупка признана несостоявшейся ввиду отсутствия поданных заявок на участие в аукционе, Комиссией Амурского УФАС России принято решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

По результатам рассмотрения жалоба ООО «Контракт» признана обоснованной в части.

Заказчик – администрация города Тынды признан нарушившим:

- пункт 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления заказчиком неверного срока окончания предоставления разъяснений документации об аукционе участникам закупки;

- пункт 1 части 5 статьи 66, статью 31 Закона о контрактной системе в части установления неправомерных требований к составу второй части заявки на участие в аукционе.

Материалы дела переданы должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Наверх