Доклад на тему: Реализация управлением государственного регулирования цен и тарифов области целевой модели «Осуществление контрольно - надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»
02 августа 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

Реализация управлением государственного регулирования цен и тарифов области целевой модели «Осуществление контрольно - надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»

 

Докладчик - начальник отдела правового обеспечения и технического анализа - Стовбун Наталья Алексеевна

 

Управление государственного регулирования цен и тарифов области является уполномоченным органом исполнительной власти области, который наряду с полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) осуществляет контрольные полномочия.

Управление осуществляет вид контроля - Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Амурской области (далее - региональный государственный контроль), который включает в себя:

1) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;

2) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

3) региональный государственный контроль (надзор) в области

регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

4) региональный государственный контроль (надзор) в области

регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными

отходами;

5) региональный государственный контроль (надзор) в области

соблюдения участниками рынка товаров (услуг), осуществляющими регулируемые виды деятельности, установленного порядка ценообразования;

6) региональный государственный контроль (надзор) в области

соблюдения стандартов раскрытия информации в отношении субъектов регулирования.

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р (в редакции распоряжения от 19.04.2019 № 783-р) утверждена целевая модель «Осуществление контрольно - надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» (далее - целевая модель). Целевая модель предусматривает 12 показателей, которые должны быть реализованы каждым органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно – надзорную деятельность (приложение к докладу (таблица)).

Коротко остановимся на характеристике целевой модели, предусмотренных ею показателях и их реализации.

Целевая модель состоит их 6 разделов.

1 раздел: Нормативно-правовое регулирование организации и проведения регионального государственного контроля.

Предусмотрены 3 показателя:

1.1 Принятие порядков организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора)

Реализован Управлением – постановлением Правительства Амурской области от 12.02.2013 № 40 утверждены Правила осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством  цен (тарифов).

1.2 Принятие административных регламентов осуществления видов регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.

Реализован – приказом управления от 23.05.2012 № 69-пр утвержден Административный регламент управления по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области государственного регулирования цен и тарифов.

Эти документы в актуальной редакции размещены на сайте управления.

1.3 Принятие административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия не передавались.

2 раздел: Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Предусмотрены 4 показателя.

2.1 Выполнение программы профилактики нарушений обязательных требований и формирование сведений об итогах ее реализации

Реализация: Ежегодно управлением утверждается  и размещается на сайте управления программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен и тарифов и обобщается практика осуществления государственного контроля. Программа на 2019 год утверждена приказом управления от 14.12.2018 № 156-пр (размещена на сайте). Также размещено на сайте обобщение правоприменительной практики за 2018 год.

 

2.2 Обеспечение размещения и поддержания в актуальном состоянии в специализированных разделах на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом видов государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

Реализация: Управлением утверждены и размещены на сайте Перечни НПА и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) (приказ управления от 29.08.2017 № 84-пр)

 

2.3 Проведение ежеквартальных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики по видам государственного контроля (надзора), в том числе совместно с другими органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора)

Реализация: проводим первое публичное обсуждение. График проведения публичных обсуждений на 2019 год утвержден приказом от 15.07.2019 № 22-пр и размещен на сайте управления в разделе «Публичные слушания».

2.4 Разработка и поддержание в актуальном состоянии:

руководств по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий (далее - руководства по соблюдению обязательных требований);

обобщенных практик осуществления видов государственного контроля (надзора), в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (далее - обобщенные правоприменительные практики)

Реализация: РУКОВОДСТВО (для регулируемых организаций) по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Амурской области утверждено в соответствии с приказом управления от 18.07.2019 № 23-пр.

Раздел 3. Применение риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного контроля (надзора).

Содержит 1 показатель.

3.1 Составление плана проверок на основании утвержденных критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, либо отмена плановых проверок, либо отмена вида регионального государственного контроля (надзора).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 (в редакции постановления от 21.03.2019 № 289) утвержден перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск - ориентированный подход применяется в обязательном порядке, а также для регионального государственного контроля утверждены  категории риска и классы (категории) опасности.  Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством  цен (тарифов) входит в указанный перечень. Следовательно, план проверок на 2020 год должен быть сформирован управлением на основании утвержденных критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Обращаем внимание,  что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении установлены соответствующими федеральными законами при осуществлении регионального  государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами).

В соответствии со ст. 24.12 Федерального  закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления»:

Предметом проверки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года с даты:

государственной регистрации оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора;

окончания проведения последней плановой проверки проверяемого лица.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;

поступление в органы государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством тарифов обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении проверяемыми лицами установленных требований законодательства Российской Федерации;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов Российской Федерации.

Раздел 4. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов регионального государственного контроля (надзора)

Содержит 3 показателя.

4.1 Утверждение порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предусматривающей в том числе показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, порядок обеспечения их доступности, порядок контроля за достижением данных показателей и стимулирования в зависимости от их достижения сотрудников органов контроля (надзора)

Реализован: В соответствии с приказом управления от 30.11.2017 № 138-пр утвержден Порядок определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности управления государственного регулирования цен и тарифов области (размещен на сайте управления). Кроме того, на сайте размещен  отчет о фактических (достигнутых) значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности управления государственного регулирования цен и тарифов области за 2018 год.

4.2 Утверждение ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности, относящихся к группе "А", по видам государственного контроля (надзора), выражающихся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности

Реализован: Управлением утвержден ключевой показатель А.3 – Соблюдение лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности, установленного порядка ценообразования, а также норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

4.3 Утверждены паспорта ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности, относящихся к группе "А", содержащие методики расчета причиненного ущерба, включающие:

методологию расчета показателей, в том числе формулы их расчета;

описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя;

описание рисков недостижения целевых значений показателя;

методы сбора и управления статистическими и иными данными, необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их совершенствования и опубликования (в том числе в формате открытых данных)

Реализован: В соответствии с приказом Управления от 18.07.2019 № 24-пр утвержден паспорт ключевого показателя результативности контрольно - надзорной деятельности.

Раздел 5. Информационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации

Реализация: Управлением создан  личный кабинет в государственной информационной системе «Типовое облачное решение автоматизации контрольно - надзорной деятельности» для вида контроля - региональный государственный контроль в области регулируемых государством цен (тарифов), где отражаются все мероприятия управления по реализации целевой модели.

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности на территории Амурской области осуществляется   за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Управлением:

правильности применения установленной цены (тарифа);

установленных Управлением требованиям к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

ведения раздельного учета по каждому регулируемому виду деятельности;

формы (состава), сроков и периодичности стандартов раскрытия информации.

 

Наиболее часто встречающимися нарушениями, выявленными при осуществлении Управлением регионального государственного контроля, являются:

  • нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования;
  • завышение регулируемых государством цен (тарифов);
  • нарушение стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу;
  • несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- нарушение требований о ведении раздельного учета по каждому регулируемому виду деятельности.

 

Рекомендации по соблюдению требований стандартов раскрытия информации

Основными причинами нарушений требований  стандартов раскрытия информации являются:

неосведомленность части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о наличии обязательных к соблюдению требований в части раскрытия информации о своей деятельности;

недостаточное понимание важности и необходимости соблюдения требований стандартов раскрытия информации, поскольку они направлены на обеспечение открытости деятельности регулируемых организаций, доступности информации неопределенному кругу лиц.

Административная ответственность за нарушение требований стандартов раскрытия информации предусмотрена статьями 19.8.1 и 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при этом налагаемые на юридические и должностные лица административные штрафы велики.

За нарушение стандартов раскрытия информации КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

в сфере электроэнергетики штрафы составляют на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц  - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

в остальных сферах деятельности - на должностных лиц  - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В целях недопущения таких штрафных санкций рекомендуем подконтрольным субъектам:

раскрывать информацию согласно Стандартов раскрытия информации;

отслеживать изменения нормативных правовых актов;

отслеживать информацию, публикуемую на сайте Управления;

при возникновении вопросов, связанных с соблюдением обязательных требований, взаимодействовать с должностными лицами Управления.

При возникновении вопросов предлагаем обращаться к специалистам Управления.

Соблюдение требований стандартов раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

 

Регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимо раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 (далее - Стандарты № 564), определяющими состав, порядок, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию.

Пунктом 27 Стандартов № 564 определено, что в случае если организация осуществляют деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет», информация раскрывается такими организациями путем ее опубликования в печатных изданиях и представления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя соответствующей организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов для размещения в ФГИС ЕИАС и публикации на своем официальном сайте.

Кроме того, если организация осуществляет деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет», такой организации необходимо представить в Управление сведения об отсутствии такого доступа с приложением подтверждающих документов.

Организации не позднее дня, следующего за днем размещения информации в ФГИС EИAC, уведомляют Управление о размещении соответствующей информации в ФГИС ЕИАС.

В случае если регулируемая организация осуществляет несколько видов деятельности, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии со Стандартами № 564, информация по каждому виду деятельности раскрывается отдельно.

Приказом ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18 утверждены формы размещения информации в сфере теплоснабжения, а также унифицированные структурированные открытые форматы для передачи данных (единые форматы для информационного взаимодействия).

Информация, раскрытая посредством ФГИС ЕИАС, отражается на сайте ФАС России в разделе «Раскрытие информации в ЖКХ».

Согласно пункту 8(2) Стандартов № 564 в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована

 

Состав информации, сроки и периодичность раскрытия информации в соответствии со Стандартами № 564

 

Раскрываемая информация

Сроки раскрытия информации

Состав информации

Основание

Установленный срок

Основание

Общая информация о регулируемой организации

подпункт «а» пункта 11, пункт 12

Не позднее 30 календарных дней со дня государственной регистрации организации

пункт 26

Информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг

подпункт «д» пункта 11, пункт 17

Не позднее 30 календарных дней со дня государственной регистрации организации

пункт 20

Информация 0 предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами

подпункт «б» пункта 11, пункты 13, 14

Не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период

пункт 19

Информация об основных показателях финансово - ­хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности)

подпункт «в» пункта 11, пункт 15

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в

пункт 21

Информация об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации

подпункт «г» пункта 11, пункт 16, кроме подпункта «е»

Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения инвестиционной программы

пункт 23

Информация об инвестиционньгх программах регулируемой организации и отчетах об их реализации

подпункт «г» пункта 11, подпункты «д», «е» пункта 16

Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения инвестиционной программы

пункт 21

Информация о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

подпункт «е» пункта 11, пункт 18

В течение 10 календарных дней со дня подачи заявления об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными

пункт 25

 

 

3. Рекомендации по соблюдению обязательных требований по ведению раздельного учета расходов и доходов

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны вести раздельный учет расходов и доходов.

 

Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования  о ведении раздельного учета регулируемыми организациями

 

Сфера деятельности

Обязательное требование

НПА

Структурная единица НПА

1

2

3

4

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Операторы по обрашению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обрашения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат. утверждаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации органом

Федеральный закон от 14.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Статья

24.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За отсутствие ведения раздельного учета расходов и доходов частью 2 статьи 14.6 Ко АП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

 

Наверх