Доклад на тему: «Анализ правоприменительной деятельности в сфере государственного регулирования цен (тарифов)»
08 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В соответствии с Положением об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденным постановлением губернатора области от 22.12.2008 № 491, управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (основным Законом) Амурской области, законами Амурской области, постановлениями и распоряжениями губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Положением об управлении, а также приказами управления.

В соответствии с Положением  управлением осуществляются более 50 полномочий в сфере ценообразования и контроля.

Количество регулируемых организаций, для которых управлением ус­танавливаются цены (тарифы) по состоянию на 01.01.2019 года составляло - 429 хозяйствующих субъектов, в том числе:

  • в сфере теплоснабжения - 132;
  • в сфере холодного водоснабжения - 104;
  • в сфере горячего водоснабжения - 10;
  • в сфере электроснабжения - 26;
  • в сфере водоотведения - 55;
  • в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (захоронение твердых коммунальных отходов)  - 5;
  • в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами) - 5;
  • в прочих сферах регулирования - 92.

         Таким образом, наибольшее количество решений принимается управлением об установлении тарифов на коммунальные ресурсы (электрическая и тепловая энергия, вода, стоки).

Решения об установлении тарифов принимаются на заседаниях Правления управления, состав которого утвержден приказом управления от № 33-к. Решения принимаются открытым голосованием, большинством голосов.

Каждое принятое решение выносится в строгом соответствии с действующим законодательством (нормами права).

В докладе кратко остановимся на  правоприменительной деятельности управления по сферам регулирования, а также проинформируем какие  наиболее значимые изменения произошли в законодательстве о ценообразовании в регулируемых сферах деятельности в 2018-2019 гг., которые отразились (или отразятся в следующем периоде регулирования) на тарифных решениях и, соответственно, напрямую затронули (затронут)  интересы, как потребителей регулируемых товаров (услуг), так и их производителей.

Основными нормативно-правовыми актами в каждой из сфер государственного регулирования тарифов (электроэнергетика, теплоэнергетика, водоснабжение и водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами) являются отраслевые федеральные законы, основы и правила регулирования тарифов, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации в каждой из сфер регулирования и методические указания по расчету тарифов в каждой из сфер регулирования, утвержденные приказами федерального органа регулирования.

В период 2018-2019 гг. в управлении Амурской областной прокуратурой были проведены три проверки правовых актов управления об установлении тарифов на коммунальные ресурсы, в том числе на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Нарушений законодательства (применения права) в сфере тарифного регулирования не выявлено.

 

Об изменении норм права по тарифному регулированию по сферам регулирования за период 2017-2019 гг.

 

В сфере теплоэнергетики

1. В июле 2017 года (Федеральный закон от 29.07.2017 N 279-ФЗ)  внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в том числе введено понятие «ценовые зоны теплоснабжения».

В законе понятие о ценовых зонах теплоснабжения прописано следующим образом - поселения, городские округа, в которых цены на тепловую энергию (мощность), ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность).

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в соответствии с законом о теплоснабжении – это максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), который утверждается для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

К ценовым зонам  теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям:

1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;

2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

3) наличие совместного обращения в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне деятельности которой находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа;

4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.

Согласно закону «О теплоснабжении»  Правительство Российской Федерации до 1 июля 2018 года вправе принять решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1 - 4. В Амурской области только г.Благовещенск и п.г.т. Прогресс соответствуют второму критерию, а следовательно, могли быть потенциально соответствующими всем четырем критериям. Обращений органов местного самоуправления данных муниципальных образований об отнесении их к ценовой зоне в срок  до 1 июля 2018 года не было, соответственно, в отношении поселений или городских округов  Амурской области  решений об их отнесении к ценовым зонам  принято не было.

После 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе  принять решение об отнесении иных поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1, 3 и 4. Таких решений в отношении других поселений и городских округов, то есть тех, где отсутствует комбинированная выработка электрической и тепловой энергии  по Амурской области также принято не было.

После 1 июля 2020 года Правительство Российской Федерации проводит анализ функционирования ценовых зон теплоснабжения, в том числе по вопросам применения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, мер антимонопольного регулирования и при необходимости принимает меры, направленные на совершенствование условий функционирования ценовых зон теплоснабжения.

Для целей реализации положений законодательства об образовании ценовых зон и установлении предельного уровня цены на тепловую энергию в этих зонах, органам регулирования предписано ежегодно в целях информирования осуществлять расчет предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и размещать данную информацию в установленном порядке.

В этой связи  постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 209 раздел IV. Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 дополнен подразделом «Особенности расчета уровня цены на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения», а также внесены изменения, которые перечисляют требования к размещаемой информации о предельных ценах на тепловую энергию в неценовых зонах.

В соответствии с пунктом 35. Правил указанные сведения должны быть размещены не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Информация о предельных ценах на тепловую энергию на 2019 год размещена на официальном сайте управления в установленный срок.

 

2. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 126 внесены изменения в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

С учетом данной нормы законодательства государственное регулирование управлением не осуществлялось на 2019 год по 33  котельным, к которым подключен единственный потребитель.

В связи с чем возникает много вопросов у таких потребителей и основной из них – о цене и ее ограничении?

Как следует из разъяснений ФАС России (информационное письмо в адрес территориальных антимонопольных органов и органов регулирования субъектов РФ от 28.06.2019 № ИА/54920/19 ограничения уровня цены величиной цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования, в настоящее время не предусмотрено в силу следующего.

Из положений частей 2.1 и2.2 статьи 8 Федерального закона « 190-ФЗ следует, что норма об ограничении цены, определенной по соглашению сторон договора, величиной цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования, действовала до 31.12.2017, поскольку частью 2.2. статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ такое ограничение уже не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 519 скорректирован порядок установления льготных размеров платы за подключение к сетям теплоснабжения.

Указывается, что органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Льготный размер платы за подключение не может быть применен более одного раза при подключении объекта потребителя, принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании, расположенного в границах муниципального района, городского округа и на внутригородских территориях города федерального значения.

При установлении льготного размера платы за подключение повышение платы за подключение для других потребителей не допускается.

В случае отсутствия соответствующего решения органа регулирования по установлению льготного размера платы за подключение расчет платы за подключение потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объектов которых не превышает 0,1 Гкал/ч, осуществляется в общем порядке.

Указанные положения применяются при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2020 год и последующие периоды регулирования.

Решение по установлению льготного размера платы за подключение управлением на 2020 год не принималось и не планируется принимать в силу отсутствия источника компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций от применения льготной платы за подключение.

 

В сфере водоснабжения и водоотведения

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2019 № 855 внесены в  Основы ценообразования, а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Для определения тарифов организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды или сточных вод и владеющих небольшими участками водопроводных (канализационных) сетей (не более 10 километров), введено использование метода сравнения аналогов. При этом в качестве "эталонных" будут использоваться удельные текущие расходы гарантирующей организации, отнесенные на стадию технологического процесса транспортировки ресурса. Метод сравнения аналогов не применяется в отношении гарантирующей организации.

Даны определения удельных текущих расходов регулируемой организации, осуществляющей транспортировку воды и (или) сточных вод, а также удельных текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды и (или) сточных вод.

Скорректирован перечень материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.

Регулируемые организации, установление тарифов для которых осуществляется с применением метода сравнения аналогов, вправе запросить у органа регулирования тарифов сведения о размере удельных текущих расходов гарантирующей организации по соответствующей централизованной системе водоснабжения (водоотведения), учтенных при установлении тарифов для соответствующей гарантирующей организации на текущий период регулирования. Указанные сведения должны быть предоставлены в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса.

Федеральной антимонопольной службе в 4-месячный срок со дня вступления в силу постановления методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", привести в соответствие с данным постановлением. До настоящего времени изменения в методику не внесены.

Вместе с тем, Основы ценообразования и Правила в обновленной редакции применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2020 год и последующие годы.

 

В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

 

1. В декабре 2018 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 г. № 1572) законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами внесены изменения, которые предусматривают включение в расходы регионального оператора, ранее не учитываемые при установлении тарифов региональных операторов:

расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание - в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования;

расходы на уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов – в размере, не превышающем сметную стоимость погрузочных работ, умноженную на 1 процент общего объема твердых коммунальных отходов, в отношении которых осуществляются погрузочные работы.

расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором - в размере, не превышающем 2 процентов необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

2. Постановлением  Правительства РФ от 13.04.2019 № 446 внесены изменения в части определения расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а именно данные изменения касаются включения дополнительно в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

3. Принят федеральный  закон от 26 июля 2019 г. № 211-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс в части определения порядка налогообложения услуг региональных операторов по обращению с ТКО. Новые правила будут применяться с 1 января 2020 года.

Закон устанавливает, что освобождаются от НДС услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами. Для применения такой льготы органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления, которые осуществляют госрегулирование тарифов, утверждают предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога.

Такие правила применяются в отношении услуг оказываемых операторами по тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Кроме того, в соответствии с данным законом для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 процентов. В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанные налоговые ставки применяются к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В сфере электроэнергетики

 

Федеральным законом от 02.08.2019 № 300-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Суть изменений заключается в том, что для органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов исключается возможность принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию без согласования с ФАС России, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Иными словами, реализация инвестиционных программ (в отличие от предыдущих лет) должна осуществляться в рамках установленных предельных уровней тарифов на электрическую энергию, ежегодно утверждаемых  ФАС России.

 

В других сферах регулирования –  существенных изменений в тарифном законодательстве в 2018-2019 гг. не произошло, соответственно, при осуществлении своих полномочий управление руководствуется  действующими нормами права.

 

В заключении необходимо отметить, что Федеральной антимонопольной службой проводится большая работа по совершенствованию законодательства в сфере тарифного регулирования, в частности разработан законопроект  «Об основах государственного регулирования цен и тарифов», которым будет закреплен перечень регулируемых сфер деятельности, определены единые цели, принципы регулирования и порядок осуществления госконтроля.

Как отметил заместитель руководителя ФАС России С.Пузыревский на пленарной сессии в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию в октябре 2019 г., в сентябре доработанная редакция законопроекта была направлена в Правительство Российской Федерации. Сейчас завершающая стадия, он должен вскоре поступить в Госдуму».

Как было отмечено на совещании - действующая система нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов несовершенна, она включает в себя более 150 нормативных правовых актов в части госрегулирования. Законопроект призван унифицировать систему и провести существенную реформу.

Замглавы ФАС подчеркнул особую значимость того, что законопроектом устанавливается единый исчерпывающий перечень регулируемых тарифов в едином нормативном правовом акте, разграничиваются полномочия по их установлению между Правительством, федеральными и региональными органами государственной власти.

Законопроектом также закреплен предмет и формы государственного контроля (надзора), меры по устранению выявленных правонарушений и определен порядок проверки исполнения решений контролирующего органа.

Новый порядок разработан с учетом опыта ФАС России по рассмотрению досудебных споров и разногласий, а также дел о нарушении антимонопольного законодательства. Он обеспечивает понятную, прозрачную, состязательную процедуру принятия решений об установлении факта нарушения, а также формирует перечень мер реагирования, позволяющих эффективно устранять нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов и их последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх