Доклад Амурского УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики по вопросу «Актуальные вопросы правоприменительной практики антимонопольного законодательства»
30 июля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

Амурского УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики по вопросу «Актуальные вопросы правоприменительной практики антимонопольного законодательства»

 

1. Подведение итогов деятельности за 1 полугодие 2020 года.

По итогам деятельности Амурского УФАС Росси за 1 полугодие 2020 года, следует отметить, что по признакам нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») рассмотрено 152 заявления (без учета заявлений по статье 17 Закона «О защите конкуренции»), что уже составляет 75 % от количества заявлений, рассмотренных в 2019 году.

Значительную долю среди таких заявлений, как и в 2019 году, составили заявления по предполагаемым заявителями фактам злоупотребления доминирующим положением (1 полугодие 2020 года - 113 заявлений, в 2019 году - 106 заявлений).

В 2019 году прирост в большей мере был обеспечен за счет заявлений, связанных со сферой обращения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), что составляло около 15 % от общего количества заявлений в 2019 году.

В текущем же году прирост количества заявлений обеспечили заявления граждан по вопросам ценообразования и доступности продуктов питания и лекарственных и медицинских средств в связи со сложившейся ситуацией, связанное с распространением новой коронавирусной инфекции. Как раз большая их часть поступала и вошла в вышеуказанное количество заявлений на предмет злоупотребления доминирующим положением.

В указанный период в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы России от 03.02.2020 № АЦ/7399-пр/20 «О ценах на медицинские маски и их наличии в розничных точках продаж», Амурским УФАС России на ежедневной основе осуществлялся мониторинг розничных цен масок медицинских, реализуемых в аптечных сетях, а также в крупных дискаунтерах и торговых сетях Амурской области.

Кроме того, Амурским УФАС России был организован еженедельный мониторинг цен на лекарственные препараты согласно минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019                № 2406-р.                      

Вместе с тем факты необоснованного увеличения цен на лекарственные препараты и медицинские маски со стороны предпринимателей Амурским УФАС России не выявлялись, соответственно меры антимонопольного реагирования не принимались.

В свою очередь Амурским УФАС России во исполнение поручения руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева от 20.03.2020 № 001-007-ИА/пр был организован ежедневный мониторинг цен на продукты питания социально значимой группы продовольственных товаров.

Нарушений антимонопольного законодательства по фактам увеличения цен на отдельные виды продовольственных товаров не выявлено. Меры по фактам повышения цен со стороны недобросовестных предпринимателей Амурским УФАС России не принимались.

Следует отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные и непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию.

Торговые организации вправе самостоятельно устанавливать стоимость продуктов питания в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Полномочия антимонопольного органа регламентируются статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС от 23.07.2015 № 649/15.

В рамках антимонопольного регулирования Амурское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, товарный рынок услуг розничной торговли продуктами питания в Амурской области является конкурентно развитым, что позволяет потребителю выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.

При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «О торговле») предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрен механизм «замораживания» цен при определенных условиях и на определенный срок. Данное право предоставлено Правительству Российской Федерации.

Так, согласно частям 5, 6 статьи 8 Закона «О торговле» в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных ценна отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.

Согласно Перечню отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530, «Говядина (кроме бескостного мяса)», «Свинина (кроме бескостного мяса)», «Баранина (кроме бескостного мяса)», «Куры (кроме куриных окорочков)», «Рыба мороженая неразделанная», «Масло сливочное», «Масло подсолнечное», «Молоко питьевое», «Яйца куриные», «Сахар-песок», «Соль поваренная пищевая», «Чай черный байховый», «Мука пшеничная», «Хлеб ржаной, ржано-пшеничный», «Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки», «Рис шлифованный», «Пшено», «Крупа гречневая — ядрица», «Вермишель, «Картофель», «Капуста белокочанная свежая», «Лук репчатый», «Морковь», «Яблоки» являются социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

В рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в 1 полугодии 2020 года наблюдается снижение количества рассмотренных дел -                  38 % по отношению к 2019 году (2019 год – 24 дела, без учета дел по статье 17 Закона «О защите конкуренции»), при этом в 2019 году рассмотрено на 14 % больше дел по отношению к количеству дел, рассмотренных в 2018 году.

Наибольшее количество дел рассмотрено, как и в предыдущие периоды, по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением – статья 10 Закона «О защите конкуренции» (5 дел в отношении субъектов естественных монополий в 2019 году и 3 дела в 2020 году), а также 4 дела по статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» в отношении органов местного самоуправления (в 2019 году 3 дела).

Рассмотренные в 2020 году дела по статье 10 Закона «О защите конкуренции» связаны с нарушениями в регулируемых сферах деятельности по тепло-, водоснабжению и водоотведению.

Так, например, Амурским УФАС России было установлено нарушение, выраженное в направлении водоснабжающей организацией уведомления о введении ограничения поставки ресурса теплоснабжающей организации, что могло привести к нарушению прав не только теплоснабжающей организации, но и граждан – потребителей теплоэнергии, так как поставляемая вода использовалась в качестве теплоносителя. В качестве еще одного примера нарушения можно привести выставление теплоснабжающей организацией счетов на оплату за опломбирование прибора учета тепловой энергии в нежилых помещениях в случае повторной опломбировки в связи с нарушением пломбы или знаков поверки приборов учета потребителем или третьим лицом, что было пресечено предписанием управления с требованием хозяйствующему субъекту прекратить необоснованное взимание платы за опломбировку.

По органам местного самоуправления, большая часть выявленных нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» была связана с передачей в аренду хозяйствующим субъектам транспортных средств, принадлежащих муниципальным образованиям, с нарушением порядка заключения договоров, предусмотренного названной нормой.

В 2019 году управлением выдано 24 предупреждения об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства, что на 42 % меньше по сравнению с 2018 годом (2018 год – 42), из них 5 - по фактам злоупотребления доминирующим положением, 3 - по фактам недобросовестной конкуренции и 16 органам местного самоуправления по фактам совершения действий (бездействия), приводящих к ограничению конкуренции. Выполнено в указанный период 22 предупреждения, включая переходящие с предыдущего периода.

В 1 полугодии 2020 года Амурским УФАС России выдано 9 предупреждений, что составляет 38 % от общего количества за 2019 год. В разрезе нарушений были выданы 4 предупреждения по фактам злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением в отношении лиц, не относящихся к субъектам естественных монополий, и 5 органам местного самоуправления, 3 из которых по фактам незаконного распоряжения объектами тепло-водоснабжения, находящимся в муниципальной собственности.

Количество выполненных предупреждений приближено к количеству выданных – 8, при этом 6 из них – предыдущего периода. По невыполненным предупреждениям предыдущего периода возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, а 3 предупреждения текущего периода находятся в стадии выполнения.

В отношении органов местного самоуправления помимо фактов незаконного распоряжения имуществом выявлялись нарушения в части незаконного установления платы за содержание имущества в МКД, в которых общими собраниями собственников в МКД определена управляющая компания и плата за содержание, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, такими как выделение земельного участка под захоронения, выдача разрешений на захоронение, учет захоронений.

В 2019 году на основании принятых Амурским УФАС России решений о нарушении антимонопольного законодательства управлением вынесено 38 постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, что на 8 % больше от количества за 2018 год, на сумму более 5,8 миллиона рублей, в том числе более 4 миллионов рублей по субъектам естественных монополий, поступила оплата на сумму более 3,8 миллионов рублей (увеличение на 80 % от поступлений в 2018 году).

В первом полугодии 2020 года Амурским УФА России вынесено 30 постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, что составляет 78 % от количества постановлений за 2019 год. Общая сумма штрафов составила более полутора миллионов рублей, из которых более миллиона – в отношении субъектов естественных монополий. Оплата с учетом штрафов, срок исполнения по которым наступил в 2020 году, поступила в размере более 2,6 миллионов рублей, что уже составляет 68 % от поступлений 2019 года. При этом наиболее объемные поступления по субъектам естественных монополий (более миллиона рублей) и по делам, связанным с картельными сговорами (аналогично более миллиона рублей).

Не взысканные штрафы передаются для взыскания в принудительном порядке в службу судебных приставов-исполнителей.

 

2. Реформа ГУП/МУП.

Продолжая обсуждение вопросов реформы государственных и муниципальных предприятий, следует осветить и проведенную работу на территории Амурской области.

Так, 27.12.2019 принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», предполагающий реорганизацию или ликвидацию унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках.

Указанным законом Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) дополнен главой 7.1 «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности».

В связи с направлением ФАС России в субъекты Российской Федерации письма по вопросам проведения указанной реформы, в феврале 2020 года в Амурском УФАС России состоялось рабочее совещание с министерством имущественных отношений Амурской области, которому была поручена реализация мероприятий по реформе на территории Амурской области.

В ходе рабочего совещания обсуждались вопросы по реализации указанных в письме ФАС России мероприятий, в том числе по формированию перечней предприятий, подлежащих сохранению, реорганизации и ликвидации.

В целях формирования указанных перечней принято решение о рассмотрении Амурским УФАС России сведений о деятельности муниципальных предприятий требованиям статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2020 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании представляемой органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями информации.

Согласно представленной информации министерства имущественных отношений Амурской области в собственности Амурской области находилось 6 государственных унитарных предприятий области.

В муниципальной собственности находилось 73 муниципальных унитарных предприятия, в том числе: 61 предприятие осуществляло уставную деятельность (28 МУП сферы ЖКХ, 12 сферы транспорта и 21 иные); 7 находилось в стадии банкротства; 5 находилось в стадии ликвидации.

В последующем в соответствии с протоколом рабочего совещания с руководителями исполнительных органов государственной власти области от 18.02.2020 № 5 под председательством губернатора Амурской области Орлова В.А. в рамках реализации Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» решено:

1) министерству имущественных отношений области:

- направить главам городских округов и муниципальных районов области формы запросов и перечень прилагаемых к ним документов о соответствии создаваемых и действующих предприятий антимонопольному законодательству для представления в Амурское УФАС России;

- создать с привлечением представителей отраслевых исполнительных органов государственной власти области рабочую группу для рассмотрения планов мероприятий по реформированию муниципальных унитарных предприятий;

- подготовить план мероприятий по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий области и направить его в Федеральную антимонопольную службу;

2) рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов области, на территории которых находятся муниципальные унитарные предприятия:

- обеспечить проведение работы по формированию планов мероприятий по реформированию муниципальных унитарных предприятий и представить их в министерство имущественных отношений области;

- направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: запросы о соответствии действующих предприятий антимонопольному законодательству, запросы о выдаче заключения о соответствии создания муниципального унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

В ходе переписки между министерством имущественных отношений Амурской области и Амурским УФАС России проведена работа по рассмотрению проектов перечней унитарных предприятий, подлежащих реорганизации либо ликвидации, а также подлежащих сохранению в указанной организационно-правовой форме с указанием оснований, соответствующих Федеральному закону от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

План мероприятий Амурской области по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий на период до 01.01.2025 с учетом замечаний и предложений управления согласован Амурским УФАС России и министерством имущественных отношений Амурской области.

Всего Амурским УФАС России в рамках подготовки вышеуказанного плана рассмотрено 43 запроса органов местного самоуправления и МУП о соответствии деятельности МУП антимонопольному законодательству, по результатам рассмотрения которых в отношении 26 предприятий управление пришло к выводу о несоответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству, в отношении 12 предприятий о несоответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству с учетом осуществления деятельности на конкурентных товарных рынках с превышением ограничения 10 % размера выручки от деятельности на таких товарных рынках по отношению к общему размеру выручки, но возможности соответствия при соблюдении указанного ограничения, а также о соответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству в отношении 11 предприятий.

Кроме того, в отчетный период Амурским УФАС России в рамках полномочий в соответствии с приказом ФАС России от 23.07.2017 № 649/15 и статьей 35.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрено 2 заявления органов местного самоуправления о соответствии деятельности реорганизуемого и создаваемого предприятий антимонопольному законодательству, по результатам которых по создаваемому предприятию принято отрицательное заключение, по реорганизуемому – положительное при условии обеспечения соблюдения требований части 2 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наверх