ДОКЛАД Амурского УФАС России к публичным обсуждениям правоприменительной практики во 2 квартале 2020 года
30 апреля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

 

  1. Антимонопольный контроль.

 

В 2020 году реализована и стала актуальной давно обсуждавшаяся реформа государственных и муниципальных предприятий.

27.12.2019 принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», предполагающий реорганизацию или ликвидацию унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках.

Принятие указанного закона обусловлено тем, что по данным оценки состояния конкуренции ФАС России в российской экономике во многом сохранились государственно-монополистические тенденции:

          - во многих потенциально конкурентных сферах частный бизнес отсутствует или недостаточен;

          - ГУПы и МУПы препятствуют развитию конкуренции;

          - ГУПы создают условия для «обхода» конкуренции на закупках и вывода государственной собственности.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

В качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции данным указом определен принцип сокращения доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Принятие вышеназванного закона как раз и направлено на реализацию данного принципа.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) дополнен главой 7.1 «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности».

Открывает данную главу статья 35.1, которой установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

В соответствии с частью 1 Закона № 135-ФЗ предусмотрен общий запрет на создание (в том числе путем реорганизации) унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, установленных этой же статьей.

К таким исключениям норма относит следующие случаи:

- предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

- осуществление деятельности в сферах естественных монополий;

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- осуществление деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

- осуществление деятельности за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 351 Закона № 135-ФЗ не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 указанной статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 указанной статьи.

Таким образом, правило «десяти процентов» не распространяется на предприятия, созданные:

- в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти для нужд обороны и безопасности;

- в области обращения с радиоактивными отходами.

Частью 3 статьи 351 Закона № 135-ФЗ определены дополнительные исключения такие как - необходимость:

- устранения последствий чрезвычайной ситуации;

- недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Механизмом их реализации является:

- мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

- решение Правительства Российской Федерации (срок принятия решения - не более двух месяцев).

В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.12.2019 № 668-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с одобрением Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» Правительству Российской Федерации рекомендовано принять постановление Правительства Российской Федерации, определяющее дополнительные виды деятельности, для осуществления которых могут создаваться унитарные предприятия, в том числе в отношении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, внеуличным транспортом.

Правительством Российской Федерации рассматривается разработанный ФАС России проект постановления «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности», которым утверждаются случаи создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности, в том числе:

- производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации государственными унитарными предприятиями, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

- обеспечение транспортной безопасности в соответствии с Федеральными законами от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»;

- перевозка пассажиров внеуличным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы).

Как установлено частью 1 статьи 353 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган выдает заключение о соответствии или о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ.

Соответствующее заключение выдается в отношении унитарного предприятия, которое планируется создать, либо в отношении унитарного предприятия, у которого планируется изменение видов деятельности после 08.01.2020.

Заключение о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом

В целях реализации данных норм в Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, внесены изменения, дополнившие полномочия территориальных органов полномочием выдавать заключения о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству (пункт 7.29 Положения).

Нарушение запретов установленного запрета влечет за собой нарушение статьи 15 Закона № 135-ФЗ и как следствие принятие следующих мер реагирования:

1) предупреждение о принятии мер по реорганизации или ликвидации предприятия

2) возбуждение дела, выдача предписания:

а) предписания органам власти (учредителям)

- о ликвидации унитарного предприятия – если НЕ осуществляет разрешенные для создания виды деятельности;

- о принятии мер по прекращению предприятием деятельности – если осуществляет разрешенные для создания виды деятельности;

б) предписания унитарным предприятиям:

- о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением Закона о защите конкуренции;

3) обращение антимонопольного органа в суд о ликвидации предприятия в случае неисполнения предписания.

Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках определены статьей 35.4 Закона № 135-ФЗ.

Закон вступил в силу с 08.01.2020 и полностью распространяется на вновь создаваемые предприятия. Переходный период до 01.01.2025

Так статьей 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до 08.01.2020 и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 351 Закона № 135-ФЗ, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025.

По окончании переходного периода – ликвидация государственных и муниципальных предприятий в судебном порядке, если они не входят в перечень исключений и осуществляют деятельность на конкурентных рынках.

В силу указанных изменений антимонопольного законодательства ФАС России реализует следующие задачи:

- Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 333.35 НК РФ» (освобождение от госпошлины при регистрации недвижимости);

- Методическое сопровождение реформы;

- Обеспечение контроля создания новых ФГУП.

Территориальные органам ФАС России реализует следующие задачи:

- обеспечение контроля создания новых ГУПов и МУПов;

- обеспечение до 01.07.2020 разработки в регионах Планов мероприятий по реформированию унитарных предприятий (ГУПов и МУПов).

Указанная работа активно ведется Амурским УФАС России во взаимодействии с Министерством имущественных отношений Амурской области, с которым проведено рабочее совещание по ходу выполнения реформы, управлением рассматриваются обращения органов местного самоуправления и муниципальных предприятий по вопросам соответствия деятельности таких предприятий антимонопольному законодательству.

 

  1. Контроль в сфере закупок.

 

Актуальным вопросом в сегодняшней закупочной деятельности заказчиков стали изменения, связанные с введением мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV). С начала года большая часть нововведений связана именно с распространением коронавируса. Изменения коснулись и деятельности территориальных органов ФАС России.

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», с 1 апреля 2020 года Амурским УФАС России введен дистанционный режим рассмотрения обращений (жалоб), без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина «Videomost Plugin» в режиме видеоконференцсвязи. Для участия в видеоконференции заинтересованным лицам необходимо перейти по гиперссылке в назначенное время рассмотрения дела, которая заранее будет направлена сторонам по делу на адреса электронной почты. Инструкция по дистанционному участию размещена на официальном сайте ФАС России http://fas.gov.ru/spheres/5.

Сторонам за день до рассмотрения дела необходимо направить на адрес электронной почты Амурского УФАС России to28@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела (доверенность или иной документ, подтверждающий должностные полномочия лица, копию паспорта), а также документы по запросу антимонопольного органа. Документы должны быть представлены в электронном виде и подписаны электронной подписью, а в случае ее отсутствия у стороны, - дополнительно представлены в канцелярию Амурского УФАС России в назначенный срок.

Кроме того, при подготовке письменных пояснений по делу представителям сторон необходимо указать сведения о должностном лице (ФИО, должность, телефон), располагающем сведениями о рассматриваемых Комиссией Амурского УФАС России обстоятельствах дела.

На сегодняшний день в таком режиме рассматриваются жалобы с участием лиц, находящихся не только в Амурской области, но и из других регионов.

Также в соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, изданного в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, ФАС временно приостановлено назначение и проведение проверок в отношении юридических лиц.

Исключением являются внеплановые проверки за соблюдением антимонопольного законодательства, связанные с защитой жизни и здоровья граждан, и законодательства в сфере госзакупок и гособоронзаказа.

Что касается изменений в сфере законодательства о контрактной системе, следует отметить наиболее важные аспекты таких изменений.

Пандемия признана обстоятельством непреодолимой силы, что повлекло расширение списка условий для закупок у единственного поставщика.

Согласно письму Минфина РФ от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 вызванные распространением коронавируса ограничительные меры относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. Соответственно, нарушения при исполнении обязательств по контрактам на период действия таких ограничительных мер, когда стороны по контракту не могут выполнить обязательства по объективным причинам, не могут повлечь предусмотренную действующим законодательством ответственность, в том числе административную и ответственность в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Безусловно в каждом конкретном случае должна быть установлена причинно-следственная связь между обстоятельствами непреодолимой силы и неисполнением тех или иных обязанностей, нарушением законодательства о контрактной системе.

В связи с этим, внесены также изменения в Закон о контрактной системе (1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ).

Статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 65, согласно которой в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;

2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В статью 112 Закона о контрактной системе внесены также изменения в части 64, согласно которой до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (закупки у субъектом малого и среднего предпринимательства, а также социально-ориентированных некоммерческих организаций) заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Утратили силу статьи 80, 81, 82 Закона о контрактной системе о предварительном отборе и запросе котировок. При этом, внесены изменения в часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой закупка у единственного поставщика возможна при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Вместе с этим, Амурское УФАС России напоминает об обязанности заказчиков уведомлять контролирующий орган о заключении ряда контрактов с единственным поставщиком.

Так, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Указанная обязанность закреплена частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В части внесенных в законодательство о контрактной системе изменений необходимо также отметить, что расширен перечень объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ» в соответствии с положениями закона в отношении закупок в сфере строительства (ч. 55 - 57 ст. 112 Закона о контрактной системе). В случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

Перечни объектов должны быть утверждены не позднее 01 января 2024 года Правительством РФ, высшей исполнительной властью субъектов и органами местного самоуправления.

Однако, не всегда у заказчиков возникают трудности с применением новых норм законодательства, зачастую появляются вопросы по применению норм закона, действующих не первый год.

Так, в Амурское УФАС России от муниципального заказчика поступил запрос на разъяснение действующего законодательства о контрактной системе в части одностороннего отказа заказчика от заключения контракта с победителем закупки в связи с несоответствием данного участника закупки требованиям закупочной документации.

В соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требования к участникам закупки.

Статьей 31 Закона о контрактной системе установлены также обязательные и дополнительные требования к участникам закупки, предъявляемые заказчиками при осуществлении закупочной процедуры.

Согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки при подаче заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) декларирует свое соответствие требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке, на момент подачи заявки.

Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Согласно части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Хотелось бы также отметить, что в этом году в антимонопольный орган неоднократно поступали жалобы на действия заказчиков при формировании начальной (максимальной) цены контракта, в том числе неполного отображения формирования такой цены в закупочной документации.

Статьей 110.2 Закона о контрактной системе определены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 7 указанной нормы закона методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 № 57401).

Не смотря на то, что заявление поступающие в антимонопольный орган заявители сами называют «Жалоба на положения аукционной документации», по существу же в таком обращении указано именно на нарушение заказчиком порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, выразившегося, по мнению заявителя в отсутствии оформленного протокола результатов определения начальной (максимальной) цены контракта, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 1 к Порядку определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования).

При этом, указанный порядок определения начальной (максимальной) цены контракта не содержит требования к размещению протокола результатов определения начальной (максимальной) цены контракта в качестве неотъемлемой части документации об аукционе в Единой информационной системе в сфере закупок. Единственным требованием к заказчику пунктом 15 Порядка определено размещение в единой информационной системе в составе документации об осуществлении закупки расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

Как правило, документация по обжалуемой закупке содержит такое обоснование начальной максимальной цены, а также соответствующий расчет.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В силу пункта «а» части 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее – Правила № 1092) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе.

В связи с чем, Амурским УФАС России вышеуказанные жалобы направляются по подведомственности в Управление Федерального казначейства по Амурской области для рассмотрения по существу.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Указанная норма закона направлена на обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан и организаций в государственные органы, а также получения ответа заявителем по существу поставленных в таком обращении вопросов.

 

3.Контроль в сфере рекламы.

 

К вопросу о разграничении понятий «реклама» или «вывеска».

Как мы все знаем, реклама – двигатель торговли. Она привлекает внимание, увлекает своей «картинкой», и, зачастую, способствует формированию спроса на тот или иной товар, даже если потенциальный покупатель еще не задумывался о его приобретении.

Одной из разновидностей рекламы является наружная реклама. Вообще, в зависимости от способа распространения принято выделять рекламу в сети Интернет, теле- и радиорекламу, рекламу в печатных СМИ и пр. Существует и такая реклама, как наружная.

По мнению некоторых экспертов, наружная реклама является одной из самых старых ее разновидностей, которая, однако, актуальна и по сей день. Казалось бы, в век цифровых технологий и развития сети Интернет, необходимость размещения рекламных баннеров по идее должна снижаться. Но это далеко не так.

Наружная реклама как способ донесения информации не теряет своей привлекательности и по сей день. Многие рекламодатели отдают предпочтение именно этому способу распространения рекламы, а уж об интересе рекламораспространителей в данной сфере и говорить не стоит – это целый бизнес.

Рассматриваемый нами вид рекламы выделяется среди прочих. Если телевизионную или радиорекламу можно выключить, то так поступить с наружной рекламой, не нарушив при этом закона, нельзя.

Но вместе с тем данный вид рекламы играет существенную роль в формировании эстетического облика населенных пунктов, а средства ее распространения в некоторых случаях могут угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного и иного транспорта.

Мы объективно понимаем, что собой представляет наружная реклама, хотя законодательного определения у данного понятия нет.

Вместе с тем, очень многие люди путаются в определении понятий «вывеска» и «наружная реклама».

Наверное, справедливо заметят многие, что наружная реклама и является своего рода вывеской. Но основополагающая разница здесь лежит, на наш взгляд, в том, какие цели преследует содержание вывески и рекламы.

Итак, как всем нам уже хорошо известно, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Давайте выделим ключевые фразы: «объект рекламирования», «привлечение внимания», «продвижение товара на рынке».

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона «О рекламе», данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Не содержащие сведений рекламного характера, то есть не направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования и не преследующие целей продвижения его на рынке.

По мнению специалистов ФАС России, информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде/выезде в которую установлены конструкция, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования Федерального закона «О рекламе», в том числе требования статьи 19 указанного закона, на такую информацию не распространяются.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

Также при разграничении понятий «вывеска» и реклама» стоит учитывать позицию ФАС России и позицию судов, согласно которой информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Так, не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Здесь мы и наблюдаем основное расхождение целей вывески и рекламы. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы – то есть отличные от привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке, и, соответственно, не может рассматриваться как реклама.

С учетом положений части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с «бегущей строкой» или подсветкой.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

По мнению ФАС России, конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Так, не является рекламой указание на конструкции в месте нахождения организации только ее наименования без указания адреса и режима работы такой организации или профиля ее деятельности.

Помимо этого, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

Кроме того, конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям, в частности, относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия, расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).

Наверх